ВСЕ ВОПРОСЫ ПО организации концерта "Рада и Терновник" ВЫ МОЖЕТЕ ЗАДАТЬ ПО АДРЕСУ Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

цитируем:

"пробуждение через музыку, через первобытные ритмы, звуки шаманских бубнов и плоских колоколов, через пение. Рада завораживала не только своим голосом, но и сама по себе. Своими движениями руками, взмахами рук, плавным скольжением по сцене. Она была предельно серьезна и сосредоточена. Хотя приветствуя и представляя гостей, она на мгновенье выходила из образа и уютно улыбалась всем пришедшим. Между песнями звучали пространные рассуждения о женщинах, об их природной сущности. «Пространные» потому, что звучали они под какую-то музыку не от мира сего, заставляя сознание медленно качаться на волнах звуков и свободно пускать в свою голову любые возникающие образы. Прикоснувшись к тому, что делают такие группы как Рада и Терновник, ты идешь домой вдохновленной, задумчивой, заинтригованной. Каждый концерт коллектива – это не просто выступление. Это цельное произведение, имеющее свой сюжет, свой смысл и свою цель."

Екатерина Северная
Большой репортаж и фоторепортаж на портале ГБР
+ фоторепортаж от yamoskva
+ фоторепортаж Андрея Скрябина
+ фоторепортаж Александра Новикова

«Рада и Терновник» начинали как исполнители дарк-фолка, перебирая стилями — от босановы и арт-рока до трип-хопа и авангарда. Но с недавних пор они заиграли тягучий и тяжелый хоррор-рок. То, как музыканты, прошедшие школу арт-рока, играют мрачный хард, достойно особого внимания. Технические трудности становятся поводом для шуток — инструменталисты иронично переглядываются во время соло, и лишь Рада сохраняет сосредоточенность, не позволяя себе выходить из образа.

Концерты Р&T сопровождаются специальным видеомиксом, который создается Александром Наймушиным — он импровизирует с фоном и цветом, накладывая на видео группы психоделические изображения.

Основу сета в «16 тоннах» составили известные песни «А придет пора», «Холодные времена», «Не перекрестье трех дорог» и «Женитьба», в которой Рада играет на дудочке над рычащим хард-роком. Помимо старых песен группа представила также две новые композиции — «Чудо чудное» и «Летописи летние».

Особенно удался финал вечера, когда на песне «Этническая» Рада появилась в темном платье в пол с огромным вырезом на спине и бубном — шаманила, словно вызывая духов. Во время долгого проигрыша певица ушла со сцены, вернувшись под аплодисменты — уже в белом одеянии с широкими рукавами. Исполнять следующую композицию певица вышла в майке и джинсах, бросив публике: «Улетела птица белая». И выдав на бис боевитую вещь «Все возвращается обратно».

А. Волков
4 марта 2009 г. репортаж в
"Известия"

Саму Раду я увидела впервые. Как оказалось, помимо колдовского голоса, бывает ещё и колдовская пластика. Темные распущенные волосы. Черная кофта и черная юбка до пят. И белые руки в свете прожекторов, плетущие собственную музыку. Э-эх, тот самый случай, когда пожалела, что "без очков не слышу" Особенно впечатлил набор звучащих "артефактов" - трещотки, колокольчики, погремушки, металлическая ступа в финальной песне. Аудиовизуальное шаманство чистой воды.

Полный текст и картина: http://1-om.livejournal.com/10502.html

************************

А группу эту замечательную назвала бы просто: волхвы. (.......) Сегодня выступление "Рады и терновника" состояло из песен, созданных "по мотивам русского фольклора" - так сказала сама Рада. Они действительно очень напоминали заклинания. Тексты "крутились" вокруг одной главной мысли, буквально навевая ее слушателям. Мелодии помогали ворожбе. В нескольких песнях Рада демонстрировала высокий, пронзительный голос, которым русские бабушки тянут свои "плачи" - тоже не простые, а исполненные сакрального смысла песни-воззвания, песни-молитвы... А у Рады сценический образ - знахарка, волшебница, живущая вне времени: длинная черная юбка, черная рубашка, распущенные волосы. Ничего кроме. Ничего, отвлекающего от ее сильного голоса, пластичных движений и медитативных текстов. Разве что музыка... Порой мне казалось, что если чуть "притушить" богатое продуманными эффектами музыкальное сопровождение, то эффект заклинания оказался бы более полным. Подлинным, как на заре веков, лицом к природе. И где-то в позвоночнике поселился холодок: а им самим, певице и музыкантам, не страшно?.. Такая колдовская музыка, такая волшба слов не проходит бесследно. Если колдовство творится, оно Творится. Искусство, основанное на ритуальных песнопениях (от наших плачей до негритянских спиричуэлс), взывает к глубинам человеческой души и даже - кто знает! - к неизведанным силам природы и души целой нации. К тем, не называемым, безликим, кто живет рядом с людьми и опекает их, несмотря на усмешки скептиков. К тем, о ком складываются сказки, былины, легенды, предания, даже современные "черные байки". (.................) А тут - волшебство предков, еще не сомневающхся, что они имеют право приказывать высшим силам!.. Тут - еще чистейшей воды магия, даже не задумавшаяся о том, что можно стать религией... Меня такое откровенное искусство пугает, а люди, занятые им - восхищают. Только очень сильная личность (вероятно, наделенная экстрасенсорными способностями) может творить фольклорный рок!.. ИМХО. Буду теперь знать, что я видела настоящих волхвов. Прямо в Рязани. В Мещере они все уже повывелись. А в Москве, как видите, живут и здравствуют!

Полный текст: http://alyona-saphro.livejournal.com/17689.html

В тот день в Москве неожиданно начался плотный снегопад. Но даже непролазная слякоть не помешала поклонникам группы "Рада и Терновник" придти и поздравить солистку группы с прошедшим Днем Рождения - а одновременно и с Днем Рождения группы, благо, это одна и та же дата. В зале не было ни одного свободного столика. В качестве подарка Раде и публике на этом концерте вместе с обычным составом группы выступили барабанщик Михаил Плотников, игравший с группой до 1996 года, и саксофонист Сергей Летов. Сергей присутствовал на вечере в рубахе в русском народном стиле с вышитым воротом и с амулетом на шее, что весьма контрастно смотрелось с саксофоном в его руках. Почетным гостем стала шаманка Вера Сажина.

Выступление началось с тоненького звона колокольчиков, а точнее, странного музыкального инструмента, состоящего из двух пластин, скреплённых ниткой. Однажды после концерта я спросила у Рады, как этот инструмент называется, но она не ответила. Подобных музыкальных диковинок у певицы уже целая коллекция: на выступлениях на сцене всегда оказывается стул, покрытый цветастым платком, на котором выложены различные колокольчики, свистульки и совсем уж непонятные конструкции. Этот концерт не стал исключением, и на песне "Княгиня" Рада весело зажигала с маленькой дудочкой, а вступлением к композиции "Чудо чудное" послужил глухой вибрирующий звук странной штуковины, состоящей из металлического цилиндра и узкой длинной металлической полоски, похожей на линейку, внутри него. На этой же песне на балконе танцевала маленькая девочка со светлыми волосами, которая, наверное, воспринимала все действо как живую сказку. Наиболее чисто и свежо голос Рады звучал на песне "Ты будешь танцевать", которую еще до исполнения, едва уловив первые аккорды, слушатели встретили радостными аплодисментами. В перерыве между песнями певица спросила: "Слышите ли вы текст? Кроме завываний и вокализов есть текст, и он вполне осмысленный, его тоже слышать надо". Стихи Рады "визуальные": из слов возникает некая картинка, поэтому разгадать смысл текста с первого раза бывает непросто, но по случаю Дня Рождения, как отметила сама певица, в клубе собрались, в основном, давние поклонники ее творчества, которые знали большинство текстов наизусть и даже могли подпевать. Во время звучания все той же "Ты будешь танцевать" несколько мужчин, сидящих рядом, одновременно кивали в такт песне головами, и создавалось ощущение некоего автоматического синхронного движения в зале - пусть это случайность, но наблюдать за этим было очень забавно. На песне "Любовь моя печаль" включился обещанный видеоряд. Правда, включился он неожиданно и с технической накладкой: чуть ли не целую песню Рада танцевала на фоне настроек dvd-плеера, что смотрелось весьма психоделично. Но затем неполадки были устранены, на белом экране за музыкантами появился вид Земли из космоса, облаков и различных этнических амулетов. Пожалуй, самым сильным по восприятию был момент, когда на видеоряде крутился вокруг своей оси медальон в виде круглого лабиринта, а Рада совершала круговые движения поочередно обеими руками - все это вместе буквально гипнотизировало. О руках именинницы надо сказать особо: руки принимают в выступлениях непосредственное участие, поскольку поет Рада с закрытыми глазами, да и не всегда увидишь лица со сцены, то внимание привлекают именно танцующие руки, всегда украшенные оригинальными кольцами и браслетами.Но вот на сцену вышла почетная гостья Вера Сажина - в полосатых чулках, с мехом, заколотым в волосы, и с аккордеоном. На видеоряде поплыли облака. Песни приглашенной шаманки напоминали заклинания, она выпевала их под отрывистое аккордеонное сопровождение, и голос ее периодически становился похожим на мужской, а северные мотивы почему-то иногда напоминали восточные. Однако едва ли публика оценила глубокий смысл текстов-заклинаний, поскольку в зале, как только она начала выступление, поднялся обычный шум, возникающий в местах, где люди едят и с удовольствием общаются. Если сначала из гула голосов и можно было вычленить обсуждение происходящего на сцене: "Шаманка? Шаманка!", то потом Сажину можно было услышать только благодаря мощному, хорошо поставленному вокалу. На экране сзади нее появился ежик из мультика "Ежик в тумане", и когда он встретил медвежонка, выступление шаманки закончилось. Она отстегнула мех, заколола повыше волосы и встала петь вместе с Радой "Этническую". Ее шаманские напевы полностью заглушили вокал именинницы, а на видеоряде в это время был абстрактный попугай. Впрочем, вряд ли на него кто-нибудь особо обратил внимание, поскольку смотреть на Веру Сажину было намного интереснее: руки ее мелко трясли связки маленьких колокольчиков, а затем она затряслась уже всем телом, будто камлала, как и полагается шаманам. На мой взгляд, это был один из самых мощных моментов концерта, и "Этническая", которую Рада часто исполняет вместе с певицами народов мира, давно не звучала так убедительно, но у большинства зрителей действия шаманки Веры Сажиной вызвали только улыбку. В общем, концерт прошел очень тепло, публика услышала давно полюбившиеся песни и отлично провела время в этот промозглый день. Единственным минусом, не считая небольших технических накладок, наверное, можно считать только освещение. Народные напевы, плачи, заклинания очень странно смотрелись в зелено-красных дискотечных огнях, да и не подходит это как-то к стилистике группы. На песне "А не что-то - все исчезло" на кирпичной, крашеной зеленым стене появилось узкое световое пятно, похожее на летающую тарелку, и медленно стало надвигаться на музыкантов. Но, по счастью, помелькав зеленым и красным, на сцене потерялось и исчезло окончательно - сомнительный креатив. В остальном же, полагаю, Рада осталась довольна своим Днем Рождения, и после прозвучавшей последней "А придет пора" слушатели потянулись дарить любимой певице цветы и подарки.

Светлана Бражникова
Оригинал и фото: http://www.blog.videomusic.ru/?p=341

На сцене присутствуют Владимир, Игорь, Сергей Летов и неизвестный товарищ с барабаном. Перед началом концерта Рада представляет данного товарища - ба, им оказывается никто иной, как Миша Плотников. Кажется, Хозяйка как и в прошлом году опять дарит нам, пришедшим на её день рождения, замечательные подарки. Но главный подарок ещё впереди - в зале появляется Вера Сажина. По некоторым записям в ЖЖ и репликам музыкантов перед началом концерта появилось ощущение, что нас ожидает что-то совсем необычное. Информация к размышлению - почему каждый новый концерт "Терновника" автору этого послания всё труднее описывать? Довольно просто подробно рассказать о порядке действа на сцене и в зале, например, так: "На концерте прозвучали песни, обычные для электрической программы и хорошо знакомые слушающим "Терновник"". Но как передать то неуловимое, что странными волнами пульсирует по залу? Ему не мешают помехи аппаратуры и видеоряд, запущенный к середине концерта, ибо оно не отсюда, ему нет никакого дела до неисправностей странных человеческих железок. Как сказать, что уровень, которого ЭТО достигает в финале концерта просто невероятен? Для простоты условно, очень-очень условно назову это Графической Энергией. Поверьте - очень-очень непросто такое описать, загнать в рамки человеческой мысли, особенно то, что было в этот октябрьский вечер... Ибо традиционно мощное звучание "Терновника" неожиданно прерывается - на сцене появляется Вера Сажина и начинает петь. Слышу её, вообще-то, впервые. Довольно странное ощущение: песни хорошие, но явно не для этого места. Добавьте сюда неотстроенный баян... В общем надо как-нибудь сходить на сольный концерт Веры. Начинается "Этническая" - самая старая из страшных песен Рады.. Но сегодня эта песня исполняется явно не для простого завершения концерта - то, что последовало дальше, вообще не поддаётся описанию. Самое простое определение увиденного - шаманство, настоящее камлание трёх шаманов на маленькой сцене московского клуба. Причём у каждого шамана свой неповторимый стиль. Рада, пританцовывая и "делая" руками пасы явно заклинательного характера, то стегает воздух своим высокими и низкими вокализами, то издаёт странные звуки, которые можно назвать всхрипами. Такой вокал я слышал лишь однажды, когда первый раз услышал "Цветы войны", но можно ли назвать это вокалом? Вера подёргивается, раскачиваясь на каблуках своих бундокеров: вот она шуршит, зажав какую-то штуковину в руке, вот издаёт серию высоких звуков, временами переходя на визг. Сергей внешне совершенно спокоен, но голос его саксофона - он не просто пытается "перекричать" двух дам, он явно пытается показать им, кто главный на этой сцене, ставшей поляной древнего леса. Неожиданно прорывается-просыпается барабан Михаила, задавая жёсткий ритм этому безумному действию. И вот тут-то поток Графической Энергии и достигает упомянутого выше уровня. Нет, сдаётся Энергия-то уже не Графическая, а Дографическая. (я предупредил - название условно есть). Рада, Вера, Сергей в этот миг возвращают песне её истинный смысл, повторюсь, праэтническую сущность. Полный перелёт в те времена, когда даже эльфов на Земле ещё не планировалось - собрались на некоторой специальной площадке три шамана неизвестных племён и стали вызывать духов, чьих имён они не знали, но в чьём существовании они не сомневались. Странное ощущение: ты смотришь на людей на сцене и отчетливо понимаешь, что они не здесь - они далеко от нашей обыденной материальной реальности. Маленькая мысленная отсебятина: в тот момент на сцене не хватало лишь пани Агаты - для полноты безумных ощущениев, так сказать, - Безумие must go on!J У-Ф-Ф Вобчем! Некоторые впечатления о других, всё-таки запомнившихся песнях. "Космическая связь" - красивая песня. На концерте прозвучал её электрический вариант. И вовсе не похоже на "Наутилус". "Сон", "Смоква" и "Ты будешь танцевать" - от этих песен возникло ощущение присутствия на концерте для саксофона в Терновнике. Только гитары звучат заметно жёстче и на саксофоне играет не Борс. "Любовь Моя Печаль" - эта старинная песня звучит несколько по другому, иначе, чем раньше. Саксофон Сергея явно добавляет ей скорости, вступая в спор с вокалом Рады. Не знаю, почему, но этот вариант песни мне понравился несколько больше её ранних "электрических" версий... "Саламандра". Это уже совсем не танго - песня спета очень жёстко. Вокал Рады потрясающе сильный и властный - она перестаёт быть менестрелем, описывающим в балладе исполнение некоего магического танца, она показывает, что является Тем, кто этот танец когда-то создал, а теперь внимательно и строго следит за его исполнением всякими персонажами. "На блаженных островах" - жаль, что на сайте до сих пор нет текста этой красивой песни. К сожалению, отрывки впечатлений автора об остальных песнях сформулировать не представляется возможным в связи с их отрывочностью, раздробленностью, отсутствием сколько-нибудь подходящих слов и т.д. Ну, вы сами понимаете... Вывод: просто замечательный концерт! По-моему, состав группы в этот день был оптимальным для электрической программы. Вокал Хозяйки бесподобен, а некоторый налёт властности лишь добавляет некий новый штрих... Сергей Летов как всегда превосходен. Вообще, духовые инструменты "Терновник" только украшают. Замечательно, что вернулся Михаил Плотников - бесстрашный человек, отыгравший полуторачасовой концерт с заклеенными пластырем пальцами. Интересно, надолго? Ну а присутствие Веры превратило концерт в ... Да, вы поняли, почему у этого дня не было названия? Я после концерта пытался спуститься в метро по выключенному эскалатору - прохожу через турникет, иду себе дальше и внезапно так понимаю, что эскалатор, к которому иду, не движется.

Андрей Old Ironside

РиТ на О2ТВ Вот Рада - это тот человек, которого надо слушать именно в рамках квартирника, а не на дисках. Когда песни перемежаются шутками и прибаутками - а иначе улетишь в иные измерения. Но все и правда объективно, да.

взято из ЖЖ: http://myriel.livejournal.com/239245.html

Это легкие полуакустические композиции переплетены с жестким пост-рок-звучанием и внимательный слушатель заметит, что концерт скорее напоминает книгу, с сюжетом, интригой, кульминацией и финальным катарсисом. Рада и сотоварищи играют диковинную смесь фолк рока, арт-рока и готики. Уникальный голос Рады, легко скользящий между бельканто и шаманскими заклинаниями в духе Диаманды Галас, изысканный эротизм музыки сочетаются с яркой фольклорной основой мелодий и текстов. Группа не "использует" славянскую Традицию, а живет в ней, извлекая из прапамяти древние песни. На самом деле, такую музыку и голос хочется слушать не в офисе, а где-нибудь в древнем лесу, у костра, под шелест листьев и потрескивание дров. Песни у Рады, если светлые то грустные, а если быстрые, танцевальные, считающиеся "веселыми", то, по сути очень страшные.

А куда же ты покойница идешь? Кто увидит твои светлые глаза? Кто услышит тихий голос твой? А кому ты песенку споешь?

Основа песен Рады фольклорная мелодика и фольклорные же образы. Магическое путешествие души - тема-константа группы и Рады. Меняются карты, на которых начертан один и тот же маршрут. Противоречия, не имеющие решения, тождество несовместимого, "труп, переплавленный в меч", как изящно выражались даосские алхимики - ключ к искусству миростроительства. Это то, как мог бы петь русский народ свои обрядовые песни, если бы Традиция не была прервана. Но есть те, кто еще может "вспомнить, как танцуют саламандры". Заклинания и мифологемы здесь дышат, пульсируя неожиданными, сугубо личными комментариями.( Любителей преданий не удивить встречей со скачущими в небе грозовыми конями - но кто бы мог вообразить, что, при определенных обстоятельствах, они "предательски смеются"???) А вот это совсем про нас... про тех, кто в современном мире, пытается устоять против черного ветра. Идя вперед, пряча души от холода. Но верящих что можно вернуть все назад, иначе мы не люди, а только тени. Наша истинная земля еще встанет из волн небытия. Наш небесный город будет собран снова по кирпичу.

Утром разлетимся, сохраняя маску Вспомним свои тени, да уйдем вперед Мы еще увидимся в нежданном государстве Где нас встретит нашенский, сплошь родной народ

Специфика магической игры всегда предполагает деконструкцию мнимой действительности и созидание собственного мира из пустоты - Храм Всех Спящих явится в сумеречном небе тем, кто приглашен на встречу. Стороннему наблюдателю предоставляется шанс сделать шаг внутрь созданного пространства и поиграть с духами огня - или просто, закрыв глаза, открыть их уже в новой вселенной... Мне показалось, на какой то момент Раде удалось прорвать пелену современной реальности. Для нас стирались границы жизни и смерти. Тот, кто умер, тот никогда не жил... Современные живые настолько блеклы, что голоса мертвых это пламя жизни. Все сплетено в великую паутину...

Савва Карпов
http://www.rossia3.ru/culture/music/radashtab

 

И тут вышла она, женщина которая заставила меня видеть мир несколько по новому в своих песнях, она была близко, и все время хотелось ей что то сказать, но когда все таки решался, выкрикивал нелепости ...песни пели они под две акустики и бас...звук был замечательный , пела она еще лучше, чрезвычайно качественный и в то же время какой то домашний концерт вышел, потом была раздача дисков и кассет..и живое общение! Я рад, я в восторге!

взято: http://jilber.livejournal.com/9778.html

Вряд ли можно подобрать правильные слова к тому, что происходило на сцене. (Жаль, что экрана в итоге так и не было.) Волшебство. Шаманство. Ведьминский шабаш в колдовском лесу с ритуальными танцами разве что без костра. Используемые музыкальные инструменты поражают воображение. Колокольчик - это ладно, а вот все остальное... Я даже не знаю, как это называется :) Потрясающий вокал. Просто потрясающий! Если не знать и не смотреть, то можно подумать, что поют сразу человек пять - каждый свою партию. В какой-то момент начинаешь понимать, что тебя словно качает на волнах. Музыка качает. И даже когда уже все закончилось (и началась фотосессия), и ты выходишь из клуба, сохраняется "ощущение волны". Ледяной ветер свистит мимо - ты вне пространства еще как минимум минут пять. Обалденно! Рада, спасибо за приглашение! Я в восторге! :)

взято: http://isoka.livejournal.com/335203.html

До сих пор слышу ее голос... Это сказки были... умирало лето...

взято: http://acheleranda.livejournal.com/76020.html

Чудеса в жизни бывают, это их естественное состояние. Вот, например, летом 2007 года группа "Рада и Терновник" в минимальном, акустическом
составе (Рада + Володя Анчевские) посетила Ригу и окрестности.

Радин голос, даже (временно) разлучённый с жестковатым саундом нынешнего электрического состава группы - пробирает до дрожи в пальцах. Песни - старые знакомцы перемежаются песнями, не слышанными ранее. Красивые они всё-таки, тем более когда так свободно льются живьём... Вечные образы встают перед глазами, и ты вдруг осознаёшь, что они-то всегда живы, это ты по недомыслию зачем-то выбрал временно умереть. Но ничего, волей-неволей оживаешь, заворожён. В голове потом что-то такое утрясается, интуиция начинает работать в турбо-режиме. Начинаешь делать вещи, с точки зрения так называемого здравого смысла невозможные.

Вывод - Рада весьма хорошая, в изначальном смысле этого слова.

(Фольклор XXV века, да, не соврали...).

Что осталось? Ну, например, привычка заглядывать во всякую встреченную на пути лужу - не блеснёт ли в одной из них золотая монетка.

А ведь блеснёт же...

взято: из личного письма от shekn (с его разрешения)