ВСЕ ВОПРОСЫ ПО организации концерта "Рада и Терновник" ВЫ МОЖЕТЕ ЗАДАТЬ ПО АДРЕСУ Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Арбат, 20. Лесницы и коридоры, повороты, арки, старые зеркала. Маленький зал, на стенах из красного кирпича шкуры волка и медведя. У медведя страшные клыки и зубы, и нет глаз... Свечение вокруг темно-зеленое с красным... Деревянные лавки и столы, штук пять. На одной лавке лежит гитара в футляре, микрофоны склонились к высоким табуретам. Ожидание ) Рада заходит, здоровается, улыбается, берет в руки гитару. Музыканты рассаживаются и... ...пространством завладевает голос. Ему тесно, он упруго отталкивается от стен, пружинит, бьется, иногда замирает, затихает, чтобы снова заполнить собой все вокруг. Удивительно, что такая сила принадлежит стройной девушке в черной вышитой рубашке, которая после песни обаятельно улыбается, показывая ямочки на щеках и спрашивает, что там дальше. Анчевский за ее плечом, как ангел-хранитель, загадочно смотрит на листок и предлагает вариант А и вариант Б :) Рада кивает, снова улыбается и поет. Льется голос, вплетается музыка, что-то правильным фоном бубнит Анчевский, гитары звенят. Красивые пальцы Рады на грифе, волосы падают на глаза. Она уходит в каждую песню и все время меняется - выражение лица, блеск в глазах, жесты. На самом деле, такую музыку и голос хочется слушать не в клубе, а где-нибудь в древнем лесу, у костра, под шелест листьев и потрескивание дров. Не успела попросить любимые "Пору" и "Сон", как они зазвучали... И е-мейла не понадобилось ;))) некоторые песни меняли восприятие слов, у меня вот на этих строчках: Разметались котята по пустым сараям И остались одни на промерзших досках Сгнившая луна смотрит сквозь доски. Сгнившие доски падают мягко На сырую землю, на мокрые травы Мягкие души гнуться исправно Как будто из глины. слова стали восприниматься совсем по-другому, как-будто первый раз услышались. Когда спелось все, что планировалось, люди без е-мейлов :) заказывали то, что хотели. Снимала время от времени, но со вспышкой всего несколько раз, чтоб не особо мешать. Кадр - Рада ставит на колени гитару, грифом вверх, обнимает ее, и я слышу за плечом шевеление, и у меня фотоаппарат уже в руках, но - не успели))) а жаль))

После перерыва была Рада с ансамблем "Ясный день". Слайд-шоу в виде индейских масок и кадров из "Ежика в тумане", "Этническая" в новом звучании. По-прежнему эзотерично, но еще более глубоко и ярко, поскольку добавлено еще и традиционное русское пение. Оно весьма странно звучит с мощным гитарным звуком, но не выпадает за рамки полотна

Музыка для закрытых глаз (уши можно оставить открытыми). Или впечатления от концерта группы "Рада и терновник". Район Перово, который всегда представлялся мне типичным спальным районом, неким подобием Митина, пустырём, заставленным бесчисленными коробками безликих и неживых домов, в действительности оказался очень неплохим, достаточно зелёным местом. Клуб NОГИ. Интерьер прост до безобразия. Деревянные столы и стулья, на потолке милые детские рисунки, на стенах и колоннах - "Аргументы и Факты" ("Если будет совсем тухло, можно почитать", - думаю я). Народу немного, хотя пустых столиков почти нет =). Публика самая разнообразная: от студентов-прогульщиков до людей почтенного возраста, очевидно, сохранивших дух тех самых студентов. До центра нашей замечательной столицы Российской Федерации, мягко скажем, далековато, так что, естественно, никакими понтами и пафосом даже и не пахнет. Оно и к лучшему =) На сцене группа "Рада и терновник". Рада - очень красивая высокая девушка с завораживающей улыбкой и тихим голосом. Зазвучали первые аккорды, и голос оказался не таким уж тихим. Девочка, видимо, училась на оперную певицу =) Вокал отдельно, музыка отдельно, причём вокал реально цепляет, музыки практически не слышно...Вторая песня, и весь присущий мне скептицизм и сарказм стал постепенно улетучиваться. Но всё равно, хоть ты тресни=), не вяжутся в одно целое эти белые стены, яркий свет, рисующая руками узоры в воздухе и голосящая, словно ведьма из леса, девушка с модельной внешностью. Нет гармонии. Закрываю глаза...и попадаю в другой мир. Воображение рисует самые безумные картины. Зима. Огромный дом в лесу, в камине трещат дрова, пахнет мандаринами почему-то, хотя с новым годом ассоциаций не возникает. За окном бушует снежная буря, нечеловеческим голосом завывает вьюга. Слов не разобрать. Паутина заклинаний. Монотонный, бешеный ритм. Визги, крики, вопли. Вой волчьей стаи, заблудившейся среди сугробов. Но совсем не страшно, ведь всё происходит там, за окном, а здесь тепло и уютно... Концерт окончен. Аплодисменты. Открываю глаза. Никаких ведьм и шаманов. На сцене всё та же хрупкая темноволосая девушка благодарит собравшихся, трогательно не выговаривая букву "Р" Полтора часа пролетели в один миг...словно сон. В памяти не осталось ни одной мелодии, ни одной рифмы, лишь только желание попасть в тот сказочный заснеженный дом снова и испытать те же чувства и эмоции ещё раз...

Самый интересный сет показала Рада Анчевская и ее состав. Должен признаться, что давно я не слушал столь мощного электрического выступления "Рады и терновника". Большинство песен были из последнего альбома певицы, и на сцене "Б-2" они слушались самым выгодным образом. Рада все ближе к драйву лучших психоделических образцов. Слаженная энергетика музыкантов "Рады и терновника" куда более оттеняет изысканные фиоритуры Рады как вокалистки, чем былые ленивые звуковые пейзажи. Я скажу больше. Последние песни "Рады и терновника" по мрачной насыщенности и драйву ничуть не уступают лучшим творениям "Агаты Кристи". Уж простите за такое сравнение. Новые песни Рады вполне готовы к ротации на "Нашем радио", эти песни слушает непозволительно мало людей. Михаилу Козыреву пора уже обратить внимание на Раду. И включение их в ротацию станет честью для "Нашего радио", а не для Рады. А слушает относительно мало людей, потому что старинная репутация Рады как полусумасшедшей русской Диаманды Галас давно уже неверна. От абстрактных звукоизвлечений на грязном гитарном фоне Рада ушла давно. Но прогрессивная публика просто не знает об этом. Потому что не ходит на концерты "Рады и терновника". Так вот я им говорю. Придите и послушайте. Послушайте и не говорите, что русский рок умер. Наряду с мощным драйвом группы "Salvador" (победившей недавно на международном рок-фестивале в Москве), есть еще мощный мрачный драйв "Рады и терновника". Это "русские народные песни, которые сочинял и пел бы народ, если фольклорная традиция не была прервана",- говорит сама Рада. Тут она, конечно, лукавит. Народ бы такое не пел даже на похоронах, но вот спеть так "для народа" - нужно еще суметь сделать так, как это умеет Рада Анчевская.

полный вариант статьи на сайте NEWSmusic.ru

Побывали на концерте Рады. А ведь хорошо, черт возьми! Лет пять ее вживую не слышал. Мнение мое о "ПирОГАх" не изменилось, место откровенно среднее, если не сказать крепче. Разве что пиво темное хорошое. А вот всяческие выступы сжирают часть диапазона с потрохами, но не в этом же дело. Зато Рада все так же восхитительна, все так же берет за уши и выбивает из реальности к чертовой матери. Спела почти все из "новенького", что я бы хотел услышать. Из совсем старых вещей спела "Смокву" и "сон". На разогреве была Юлия Тузова с группой. Она поет нечто похожее, но, увы, не то. Потом должен был играть Калугин, увы, мы его так и не дождались. Может, и не было его там. Тут вспомнилось, что я впервые услышал Раду почти 10 лет назад, на ее дне рождения 7 октября. [more=Дальше будут глупые воспоминания]. 1 октября 94-го года мы пошли с Тошкой, Артемом, Арсением, Ирочкой и тогдашней компанией в клуб "Два льва" на сейшн Сили (Сергея Селюнина), который должен был представлять новый альбом ("Выхода нет" или уже концертную версию "Психоанализа"?). У меня до сих пор сохранилась та афиша. Выяснилось, что кроме Сили там будут выступать до ксепа всяких разных людей, например, "Кегли-Мауги". В том числе на сцену вышли из зала Умка с Вовкой, которые сбацали небольшой получасовой концертик и клятвенно пообещали 7-го быть в клубе "Дебаркадер", что на Фрунзенской с большой программой. Ладно, мы туда пошли. Тем более, поговаривали, что на разогреве будет какая-та часть сотоварищества Дикого Князя Караковского от которого я тогда перся (а Тошка плевался, но кто его слушает... ) Пришли. Ждем. Клуб "Дебаркадер", как нетрудно догадаться, располагался на барже. Даже на баржЕ. Место просто сказочное, ветер, баржу покачивает, пиво пьется хорошо опять же. Понятий "билеты", "афиши", "охрана" и прочих глупостей клуб тогда не знал, поэтому приходили только осведомленные (какому идиоту в голову придет, что на этой темной старой барже играет музыка, тем более никаких вывесок, афиш или даже простого освещения нет. Баржа, мостки, железная дверь). И проходили все на халяву. То есть люди скидывались на прокорм артисту, но официальных билетов продавалось очень мало. Соответственно, мест "на посидеть" почти не было, зато был пол и куртки. Созданы друг для друга. Сидим. Ждем. Мимоходом знакомимся с народом. Один из этого "народа", а именно замечательная девушка Наташа Ляхович потом стала игроком моей ЧГК-шной команды. Выходит на хм... сцену девушка. Начинает что-то петь. Мы не хотим это слушать, мы ждем Умку. Где-то посредине первой песни я узнаю, что это - Рада, о которой мне несколько недель назад рассказывали. Вслушиваюсь. Начиная со следующей песни я вырубился и очнулся только в конце концерта. За стеклами видна река и огни на другой стороне реки. Баржу покачивает и несет по волнам. Корабль вибрирует от голоса Рады, поскольку я полулежу на полу, то чувствую ее голос вообще всем телом. Потом я узнал, что со мной пытались разговаривать, а я не откликался, через месяц Темка отдал мне какие-то деньги, которые он у меня, оказывается, занял во время этого выступления. Как он говорил, я ему тогда их молча протянул. Но я этого не помню. Зато точно знаю, что никогда и ни на одном концерте я ничего подобного не испытывал. Что-то похожее было на концерте Рады же, но года через три в день всех святых, но гораздо слабее. А Умки в тот день так и не было. Но и не жалко.

Закрытие серии концертов "Музыка В Новом Формате": "Рада и Терновник" и "Тайм-Аут" Второго мая состоялись последние два концерта Московской Недели Театрализованных Концертов проекта Марата Гельмана "Музыка В Новом Формате". На этот раз на сцене были "Рада и Терновник" и "Тайм-Аут". "Рада и Терновник" были поразительно пунктуальны. Их выход на сцену произошел не позже, чем через пять минут после официально назначенного времени - девяти часов вечера. На сцену команда вышла в составе четырех человек: вокалистка Рада Анчевская, гитарист Владимир Анчевский, бас-гитарист Игорь Черных и перкуссионист Кирилл Россолимо. "Рада и Терновник" представили на сцене фэнтези-фолк-мистерию "Династия драконов Ра". Естественно, все выступление было посвящено теме драконов. Только вот музыканты не были в драконьих шкурах - а было бы интересно посмотреть на вокалистку, переливающуюся чешуей. Но и без этого она ввела немногочисленных, увы, зрителей в своеобразный гипноз: так ее голос и движения привлекали к себе взгляд и мысли. Рада пела грустные, злые, полные тоски и силы - одним словом, мистические, потусторонние песни своим удивительным голосом. Иногда вокалистка рассказывала эпизоды из жизни драконов, иногда брала книгу и читала оттуда отрывки про все тех же драконов. Все представление было пронизано тоской и печалью, поскольку речь шла о закате династии... "Память о драконах исчезала. Только в народных сказаниях оставался след существования великой династии", - загадочным голосом говорила Рада со сцены. Группа исполнила не меньше двух десятков песен, из них несколько было новых, которые, скорее всего, войдут в следующий альбом коллектива. В какой-то момент после непродолжительной паузы на сцену вышли три женщины в русских народных костюмах: одна уже преклонного возраста, другая помоложе, а третья совсем молодая - это был фольклорный ансамбль "Ясный День". Как ни странно, русские народные песни на удивление органично вписались в общее звучание коллектива "Рада и Терновник". Но когда "Ясный День" пели вместе с Радой, создавалось жутковатое впечатление. Апокалипсис какой-то... Иными словами, ни одного позитивного, беззаботного лучика не было в этом шоу "угасания династии драконов Ра". Величественно, мрачно, средневеково, только аранжировки аритмичны, атональны, порой неожиданны и всегда оригинальны.

полностью статья на сайте http://www.rockmusic.ru/

Потрясающим выступлением группы 'Рада и Терновник" на чебоксарском железнодорожном вокзале Республиканская дирекция культурных программ и Фонд "Культурная столица Поволжья" продолжили проект Вокзал - Vauxhall. В минувший четверг состоялось открытие нового сезона. Планируется, что эта акция пройдет с апреля по ноябрь - так, чтобы на каждый месяц приходилось не менее одного концерта. На чебоксарском железнодорожном вокзале выступает группа 'Рада и Терновник'. Группа образовалась в октябре 1991 года в Москве. До этого солистка Рада Анчевская пела свои песни под гитару, выступая в рок-кабаре. Сразу после рождения коллектива музыканты стали активно гастролировать по различным российским и международным фестивалям. Группа быстро прославилась как неординарная команда с вокалисткой, имеющей голос диапазоном в три с половиной октавы. Артисты уже побывали в Ярославле, Петрозаводске, Владимире, Ростове-на-Дону, других городах. Если говорить о музыке, то 'Рада и Терновник" играет психоделический неофольк. За этим непонятным для многих термином скрывается необычное сочетание импровизации блюза, пост-панка, регги со средневековым уклоном, замешанным на старинных русских мотивах. При этом все украшено "завитушками" дивного голоса Рады. В Чебоксары группа приехала в полном составе. На бас-гитаре играл Игорь Черных, на гитаре - Владимир Анчевский. А ударник Кирилл Россолимо - на созданном им новом виде установки. На концерте он играл на кахоне - испанском инструменте, внешне очень напоминающем скворечник, джембе - деревянном барабане, обтянутом кожей, бас-бочке и тарелках от ударной установки. Причем импровизировал он на всем этом руками, а не палочками, как другие барабанщики. Участвовать в программе Вокзал - Vauxhall ребят специально никто не приглашал, они, как говорится, сами напросились. О чебоксарском проекте коллектив услышал от Алексея Айги, который уже выступал на этой площадке. Идея концерта на вокзале понравилась. Выступление группы "Рада и Терновник" проходило не на третьем этаже, как обычно, а на первом - в зале ожидания. Как пояснил заместитель руководителя программы "Культурная столица Поволжья" Г. Фирсов, проводить концерты на верхнем этаже стало невозможно по техническим причинам. Вероятно, проект вообще покинет стены вокзала. К организаторам уже поступили приглашения от нескольких клубов города. В случае переезда, скорее всего, вход придется сделать платным. И все же очень хочется надеяться, что проект останется на вокзале, а выступления будут доступны всем.

А. АНДРЕЕВА.
Чебоксары, газета Советская Чувашия, среда 21 апреля 2004

Итак, Рада и Терновник. Или Рада в Терновнике? Ну что же, тоже неплохой вариант. "Терновый куст - мой дом родной", как говорил один "персонаж сказок Дядюшки Римуса". Хотя, наверное, это не про нее... О самой Раде и ее творчестве написано достаточно - чтобы в этом убедиться, можно заглянуть на официальный сайт по адресу http://rada.rinet.ru/. Поэтому не буду брать на себя роль журналиста или критика (хотя, если честно, после концерта возникало острое желание вспомнить молодость и взять интервью у Рады - очень уж неординарная личность). "Песни о чем-то большем". Да, наверное. В чем-то это роднит Раду с авторами творческой студии "Полнолуние" - в особенности с одним из Александров Юрьевичей (http://to.baikal.ru/). Но даже при том, что были некоторые проблемы со слышымостью текста, сразу чувствуется какая-то иная энергетика. И здесь дело не только в мощных вокализах, выделяющейся ритм-секции... Это не разухабистая, все сметающая энергия "Ивана Шуйского" (http://antonys.irk.ru/concert/pioner_1.htm), не тягучая мощь Ромы Гаврилина. Это что-то совершенно иное по природе. Такое обязательно нужно слушать на концерте - диск не даст и десятой части этого ощущения. Наверное, именно поэтому Рада в записи мне совершенно не запомнилась. Еще одно яркое впечатление - сама Рада. Это какая-то детская непосредственность и искренность. Она буквально с первого взгляда располагает к себе. Иногда создается ощущение, что этот человек живет в каком-то другом, своем, мире. Не знаю, насколько это соответствует ей в жизни, но на сцене Рада именно такая. Не смотря на достаточно "холодный" зал, группе удалось раскачать его за каких-то полчаса. Многие исполнители знают, как сложно бывает пробить эту бетонную стену. У Рады это получилось. Будем надеяться, что так же легко ей удасться и пробить стену в сердцах людей. Будем надеяться...

Иркутск, студия ПОЛНОЛУНИЕ

Минувшая неделя прошла под знаком музыки. 9 марта в родном городе выступил дуэт "Белый Острог", 11 -го во Дворце спорта ждали "Арию", 12-го в клубе Rock Time в сопровождении спортсменов-фехтовальщиков играла группа "Камикадзе". Но всех "забили" московские гости - группа "Рада и Терновник", отыгравшая за четыре дня четыре концерта в Иркутске и Листвянке. Рада (Радислава Александровна) Анчевская, автор текстов и лидер, определяющий звуком своего голоса весь облик группы, высокая - выше всех музыкантов в группе, пластичная, вне сцены говорит негромко. Возможно, во время нашей первой встречи сказалась усталость: группа приехала в Иркутск после небольшого сибирского тура (Новосибирск и Томск услышали новую программу "Бессонница" на несколько дней раньше) рано утром, ничего еще не увидела и не спеша настраивалась перед первой встречей с иркутской публикой. Музыканты группы - гитарист Владимир Анчёвский, бас-гитарист Игорь Черных, барабанщик Кирилл Россолимо - держатся чуть в тени и на сцене, и вне ее, оставляя на долю Рады общение с иркутянами. Рада за четыре дня успела дать несколько интервью, но от еще одного никогда не отказывается: "Мы понимаем, что нас здесь почти не знают. Поэтому соглашаемся на любые интервью, на любые съемки и фотосессии". Здравый рационализм как-то не вяжется с многочисленными хипповскими украшениями на руках и шее, но журналистское прошлое и двенадцать лет работы в российской (а точнее - московской) рок-музыке, более десятка альбомов и многие сотни концертов и фестивалей - это определенная школа, в том числе школа самопиара и бизнеса. Рада, например, отказывается полностью передавать студии, на которой выходит очередной альбом, авторские права - даже в ущерб доходам. Этакая "незалежность" и "самостийность" в одной упаковке. Отсюда же и повышенный интерес к людям, способным организовать концерт или договориться с клубом. Группа, чьи диски хорошо расходятся на Западе, как ни странно, до сих пор не выбиралась за пределы родной страны дальше родственной Украины. В другом направлении, на восток, Иркутск - самая крайняя точка. Рада закончила филологический факультет Ивановского государственного университета, даже ездила в экспедиции - собирать русские говоры и диалекты, работала в газете "Гуманитарный фонд" и на радио. Но, как написано в биографии, уже "с четырех лет писала стихи и песни. Мечтала стать певицей". Обладательница сильного и весьма своеобразного голоса, усиленного и сформированного занятиями вокалом с профессиональным преподавателем, сама Рада слушает все, что попадает в руки, но отдает предпочтение женскому вокалу - джазовой певице тувинке Сайнхо Намчелак, Патти Смит, группе Dead can dance. Имена иркутских исполнительниц ей пока ничего не говорят: "До Москвы из провинции ничего не доходит..." Что же, и у нас далеко не все способны напевать "Холодные времена" или "На перекрестке трех дорог" - дело наживное, было бы желание. Видимо, смеха ради, на сайте РиТ (rada.rinet.ru - там же для всех желающих указан почтовый ящик Рады) собрано несколько определений музыкального стиля группы, данных журналистами в разное время - от первых выступлений в 1991-м и по сей день. Вариантов много. Наиболее симпатичным и точным мне лично кажется фолк-рок, но если кому-то больше нравится "nocт-панк с элементами реггей" (а однажды, поддавшись на уговоры издателя, записали даже целый диск трип-хопа) - вряд ли кто-то станет возражать, ибо, как говорит Рада, "все названия у вас в голове". Каждый новый диск не похож ни на предыдущий, ни на следующий - всего один инструмент, новый музыкант или песня могут изменить звучание от мягкой акустики до вполне стадионной, мощной подачи. Правда, опознать фольклорное, корневое начало в песнях не так-то просто, глубоко оно упрятано: в мелодику, в отдельные образы, в шаманский ритм. Да и Россия слишком большая страна, чтобы даже единый русский народ во всех уголках остался неизменным, не перенял что-то от соседей-язычников. Но самая большая разница замечена в темпераментах: на юге зал быстро подхватывает настроение группы, начинает подпевать, танцевать; в Питере публика сложнее, думает о своем. Тем не менее поклонники "Рады и Терновника" есть везде. В многолюдной, холодной, каменной Москве, в которой с каждым днем все страшнее жить, многие научились ценить все живое и яркое, все то, что не отнимает силы, а дает их. Рада это умеет. Народы Востока считали, что мир создан из четырех элементов - воды, воздуха, земли и огня. Рада не весь мир, но она сумела объединить в своих песнях три элемента из четырех. Хотите - проверьте: в любой песне найдете воду, ветер и огонь. Воды и ветра больше, огня - чуть меньше (все-таки Россия, холодно, вот и становится вода снегом и льдом), этакая вечная, ранняя весна, но если огонь - то сразу Солнце. Если сравнить два иркутских концерта - в клубе Rock Time и во Дворце пионеров, то можно увидеть, как по-разному воспринимались одни и те же песни, исполненные на черной, придавленной близким потолком и освещенной белым ярким светом сцене клуба и на фоне высоких красно-белых стен Дворца. В одной из песен группы есть такой образ - саламандра, танцующая в огне. Рада вечером 13 марта стала не менее странным, фантастическим существом. Спокойно, почти неподвижно отыграв первое отделение, во втором она начала танцевать. Плавные, перетекающие одно в другое движения все больше и больше напоминали танец шамана, длинные, балладного склада песни сознательно написаны так, чтобы было похоже на заклинания (но только похоже!) и обмануться было достаточно просто, но... В одном из интервью Рада предупреждала об ошибочности слишком прямолинейных ассоциаций: "Когда человек сталкивается с музыкой "РиТ", у него в голове не возникает щелчка, который бы заставил мозги крутиться по накатанному руслу. Мозги начинают крутиться хаотично, и чтобы остановить этот опасный процесс, существо старается быстро вспомнить какое-нибудь ни к чему не обязывающее слово, которое ничего не описывает, но при этом оправдывает эту смуту, типа "психоделический" или "магический". И еще она сказала: "Все любимое просто". Так что будем считать, что Рада просто была довольна группой, музыкой и залом - все-таки эту группу надо вдумчиво слушать, а на это способна не всякая публика. Жаль, что публики было немного. Но Рада очень умный человек, она давно объяснила для себя и желающих ее слышать, в чем тут дело: слушать музыку - такой же физиологический процесс, как еда. Кто-то всю жизнь питается сосисками и гамбургерами, а кто-то любит покушать вкусно и в еде разбирается. Вот и скажите, каких людей на свете больше? Утешает одно: Иркутск и его окрестности гостям понравились, а иркутяне приглашали приезжать еще - лучше осенью, когда еще не холодно и очень красиво, и лучше на Ольхон, чтобы больше увидеть и понять. Может быть, Рада напишет здесь новую песню, а мы пока подождем и посмотрим, что сняла съемочная группа телекомпании НТС.

Арнольд Ларионов
Иркутск, Байкальские Вести 10, 16-22 марта 2004 года

6 марта Новосибирск посетила московская группа "Рада и Терновник". Точно охарактеризовать стиль группы будет, пожалуй, сложно. Девушка экзотической, то ли восточной, то ли цыганской внешности, обладающая великолепным звучным голосом диапазоном в три с половиной октавы, исполняет психоделические песни-заклинания под энергичную рок-музыку. Я усну - мир проснется. Я уйду - день начнется. За спиной легкий шелест, Легкий стук в мое сердце, То ли пепел, то ль птица. Если я не отвечу, Что со мною случится? Радислава Анчевская Язычество, хард-рок, шаманизм, нео-фолк, авангард. Сама Рада предпочитает слово "индепендент", характеризуя пресловутый андеграунд как "сборище жутко ленивых людей, как правило, скучных, завернутых на себе и очень агрессивных". Еще в детстве Рада любила инсценировать выступления со скакалкой вместо микрофона и поражать своим пением окружающих. Ситуация естественным образом спроецировалась во взрослую жизнь, только публика теперь более взрослая и вдумчивая, тексты авторские, а микрофон и сцена настоящие. Сначала Рада выступала на квартирниках и в рок-кабаре "Кардиограмма" Алексея Дидурова, исполняя свои песни под гитару. Группа же образовалась в октябре 1991 года в Москве, получив свое название якобы благодаря случайно попавшейся на глаза Раде книги "Поющие в терновнике", и за прошедшие более десятка лет не единожды сменила состав. Неизменными ее участниками оставались только Рада и гитарист, сочинитель и аранжировщик Владимир Анчевский. Группа сразу же стала активно выступать на фестивалях российского ("Индюки", "Рок-Рождество в Балтийском Доме", "Love Street", "Сирин" и пр.) и международного ("Humania music", "Арт-бдения", "Рокиндепендент") значения. Записанный в конце 98 года альбом трип-хоповый "Любовь Моя Печаль" произвел впечатление во Франции, где всю музыку "Рады и Терновника" почему-то считают готикой. На сегодняшний день "Рада и Терновник" играет психоделический нео-фолк, с развернутыми импровизациями, музыку, вмещающую в себя элементы блюза, постпанка, регги и арт-рока. Отойдя от строгих определений, поклонники группы познают музыку "не разумом, а сердцем и животом". Тем не менее, журналисты за разъяснением некоторых вопросов обращаются к исполнительнице: - Расскажите о вашей концертной программе. - У нас идет тур по городам России в поддержку альбома "Бессонница": в Петрозаводске, Киеве, по городам Сибири. - Есть ли видеоработы на ваши песни? - Недавно иркутский режиссер Маша Евстафьева снимала клип на нашу песню "Кукушка". Он об одиночестве. Нам пришлось бродить по льду Байкала. Все очень замерзли. На съемки приезжали иркутские телекомпании и готовили репортаж о нашем клипе. Также мы делаем съемки на память о наших выступлениях в каждом городе. -Больше нравится выступать в столичных городах или в провинции? - В столичных городах лучше условия для выступления. - Квартирники устраиваете? - Квартирники мне нравятся, они позволяют общаться музыкантам и слушателям. - Группа участвует в фестивалях? - Недавно принимали участие в фестивале "Окна открой" в Санкт-Петербурге. Там выступали "Пилот" - это культовая в Питере группа и "Король и Шут". В общем-то, народ на них и пришел. А мы - москвичи, как известно, питерцы москвичей терпеть не могут. Но нас восприняли на удивление хорошо. Мы исполнили пару песен, абсолютно выбивающихся из формата - психоделических, и стадион затих. - Что хотите сказать своей музыкой? - Я делаю ту музыку, которой мне не хватает вокруг. Мои мелодии общаются с небом. Ведь изначально музыка была ритуальной, а поэзия - гимноподобной. По поводу популярной музыки, попсы, я хочу сказать, что это общение глупой публики между собой. Я хочу восполнить в пространстве отсутствие ритуальной музыки. И я не притворяюсь, не устраиваю театр, это не псевдоэтнос. Наше сознание опошлено псевдоэтническими музыкантами. Моя же цель: поднять мощный фольклорный пласт. Но делаю я все по-честному. Я пою то, что чувствую, теми словами, которыми пользуюсь в обычном обиходе. То, о чем я пою, относится к 21 веку, современности. - Вы называете свою музыку ритуальной, а случалось ли во время исполнения что-нибудь мистическое? - Часто зрители отмечали, что они куда-то летят. Им это было приятно. Хотя песни все серьезные: о жизни и смерти. - Кого можете выделить из тех, кто исполняет настоящую этническую музыку? - Мила Кикина, она хорошо поет народные русские песни, тоже из Москвы. Коллектив "Ятха" - в них все естественно, нет никакой театральности. - Используете ли какие-либо особенные инструменты? - Наш перкуссионист совместил перуанский инструмент кахон, джембе и тарелки. Получается мощная этническая мелодика. - Сложно писать этнические песни, общаться с небом в большом городе? - Я человек абсолютно не тусовочный. Живу в спокойном районе города. Но в то же время не затворник, у меня нет отторжения от журналистов. Я хочу, чтобы как можно больше людей узнало о нашей музыке. Вообще. Все зависит от человека. - Вы делаете сейчас именно то, чем хотите заниматься, или же это какой-то переходный период? - На данный момент это мое. Что будет дальше, покажет время. - Занимаетесь только музыкой? - Сейчас да, потому что ни на что другое времени просто не остается. Последний альбом мы записывали две недели с утра до вечера. До этого я занималась журналистикой много лет. Сейчас иногда пишу статьи, в основном, касающиеся музыки. - Ваше семейное положение? -Я замужем. Муж-гитарист из нашей группы. Мы с ним хорошо ладим: когда есть контакт, нет места ревности и скандалам. -Кто вы по образованию? - Я филолог-русист. Но когда училась, народная тема казалась мне очень скучной. Мы посещали семинары, ходили на фольклорные занятия, смотрели концерты народной музыки, благодаря этому возникло увлечение этнической культурой. - Занимаетесь ли творчеством помимо музыки? - Я пишу сказки и стихи, их можно найти на нашем сайте. Немного рисую, но делать этого не умею, поэтому мало кому показываю. - Вы считаете, что в любой деятельности важен профессионализм? - Если ты хочешь чем-то заниматься, то должен делать это хорошо, иначе то, что ты хочешь сказать, будет выражено не до конца. Я семь лет занималась вокалом. Сейчас хочу освоить тувинское пение. Мне интересен высокий вокал. - Сейчас представители всех сфер искусства, будь то литература, кино, стремятся к возвращению к своим корням. Почему так происходит? - Просто, всех достала окружающая приторность, однообразие. Это как с водой: если слишком много сахара, то он уже не размешивается. Должна остаться чистая вода. Сейчас становится интересным то, что можно отличить. - Ваша музыка известна за рубежом? - Там наши диски покупают. Например, во Франции очень успешно. За границей, если что-то необычное, - это плюс, не так, как в России. На концерте для немногочисленной, но, очевидно, пришедшей специально "на Раду" публики звучал этот неземной и уносящий куда-то в неземное голос. "Взрослые" сказки и истории из реальной жизни пропеты, "прошаманены". Ритуал свершился, значит - время ждать новых чудес.

Анна Агеева, Новосибирск, март 2004