ВСЕ ВОПРОСЫ ПО организации концерта "Рада и Терновник" ВЫ МОЖЕТЕ ЗАДАТЬ ПО АДРЕСУ Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

"Творчество Рады - камлание, ведовская практика, трансляция картин седой древности, непрестанный древний плач. Здесь нет места разуму. Сказочный языческий мир со своей неповторимой мистической атмосферой, визионерская лирика, в которой стираются границы времен и реальности. На живых концертах Рады энергетика хлещет через край. Шаманизм, бешеные потоки огня и силы…

Песни Рады - настоящий, чистый славянский дарк-фолк. Несмотря на то, что в музыке присутствуют элементы многих стилей, а альбомы очень сильно отличаются друг от друга по звучанию, по набору инструментов, по настроению. Тревожные гитары, потусторонние нечеловеческие вокализы («то как зверь она завоет, то заплачет как дитя»), виолончель, гулкое эхо гонгов; местами риффы напоминают харду, местами – гараж, плавный пост-рок, или и вовсе топорное «джи-джи-джи». Очень слаженная и сильная ритм-секция – то гром древних боевых барабанов, то плясовое буйство языческих праздников, то спокойно заколачиваемые сваи, то нежные танцы светил на черном как смоль небе.

Энергетическая прокачка идет именно за счет низких частот. Это реальная первобытная магия одного аккорда. Когда образуется особое звуковое пространство, которое затягивает слушателя в свои, незримые оку бездны, волны и приглашает совершить путешествие по миру, где сказки становятся былью. Эстетическим удовольствием в привычном смысле эту одиссею назвать трудно – это не праздное прослушивание. Это опыт. Опыт прикосновения к чудесному. Не буду сравнивать с лсд-трипом – ибо звучало бы это слишком пошло и лапидарно. Тем более в наше время, когда ради праздного любопытства на «ту сторону» пытаются прорваться щеглы и профаны…"

 "Удалось послушать "Раду и Терновник". Минимализм музыкальных инструментов, сочный такой "вайт страйпс" (или даже "эйсид мазерс темпл") получился. Рада способна творить волшебство, используя любое музыкальное направление. На сей раз это была неопсиходелика. И голос! Ни на что не похожий. Это поёт не совсем человек."

Прошло почти 2 недели с концерта, а впечатления все так же сильны. Стоит сказать одно - это было прекрасно! Рада и терновник относится к тем коллективам, которые приятно слушать живьем. Только находясь в одном пространстве с этими виртуозными музыкантами, можно полностью постичь красоту их музыки и задумку. Это не группа для плеера, это не группа для работы. Здесь важно полнейшее погружение, когда слух, зрение и осязание концентрируются на одном. Когда уши ловят звуковые потоки, глаза видят процесс рождения музыки, а кожа улавливает мельчайшие вибрации пространства. Только так можно увидеть и прочувствовать творчество группы Рада и терновник. Это был вечер созерцания и гармонии. Музыка мягко проникала внутрь, все больше заполняя пространство внутри. Музыканты наслаждались игрой и это чувство передавалось нам. Это был поток. Мощный и неиссякаемый. Поток, объединяющий всех нас. Поток, состоящий из узнаваемых нами песен и невероятных звуковых импровизаций, которые органично вплетались в полотно вечера. Между песнями Рада с радостью общалась с нами, рассказывала про песни, немного подкалывала музыкантов. И мы улыбались, опьяненные музыкой и умиротворенные. Кажется, все были счастливы. Старые и новые песни, совсем забытые и те, что на слуху. Повторюсь - это было неимоверно прекрасно, до мурашек, до глубины души. Рада и терновник потрясает каждый раз. И своих преданных слушателей, и уж тем более тех, кто по воле случая впервые оказался на концерте. 

                                                                   Екатерина Северная. полностью репортаж "Космическая Рада" опубликован в ГБР

 

«Рада и Терновник» – это больше, чем музыка. Это вечное движение, смысл которого – оно само, а не достижение какой-либо конечной точки. Это непрекращающийся эксперимент. Каждый альбом группы записывался в коллаборации с различными музыкантами, кто только ни принимал участие в их живых выступлениях, в каких только форматах ни проходили их концерты – и полный состав, на протяжении истории коллектива включавший самые разные инструменты, и камерная электроакустика, и масштабное театрализованное представление («Бегущая с волками»)… 

Нынешние «Рада и Терновник» существуют в особом, ими самими творимом, мифологическом времени. Это прошлое, настоящее и будущее одновременно (неслучайно символом группы стала руна «Raido» – знак связи между мирами). Их актуальную концертную программу составляют песни, в течение нескольких лет не исполнявшиеся полным составом («Небесный город», «Сидели наши души», «Где-то сказки были» и т.д.); новые «Кали-Юга», «Иван-дурак» и «Воронёнок»; а также звучавшие последние пару лет почти на каждом концерте «А придёт пора», «Холодно», «Княгиня», «Саламандра», «На перекрестьи трёх дорог», «Потемнело», но в абсолютно новых аранжировках. Честно говоря, до того момента, пока не вступит голос Рады, узнать их практически невозможно. 

Именно эти песни, знакомые мне по струнному составу, стали моим личным открытием в этот вечер. Со скрипкой и виолончелью они звучали как-то по-земному, что ли, а теперь унеслись в чистую психоделию. Можно было бы добавить вокальных эффектов для пущей атмосферности – тогда бы точно возникло ощущение, что голос доносится словно «оттуда». В целом звучание группы стало психоделичнее и даже, пожалуй, тяжелее. 

«Сердце» «Рады и Терновника» теперь бьётся в новом ритме – в ритме табла Кирилла Паренчука и джембе Джона Кукарямбы. Кирилл ещё и играет на тенор-саксофоне, а Джон поёт. К гитарным эффектам Владимира Анчевского и Рады присоединилась колёсная лира Михаила Коровина. 

Драматизм музыки усиливало выступление танцовщиц театра буто. Не в первый раз в концерте группы участвуют танцоры – и, как всегда, концерт при этом превращается в представление. Рада даже сказала: «Мы – театр “Рада и Терновник”». 

…И пускай традиционная «Этническая» звучала не 20 минут, но зато так же, как собирали разные её варианты, теперь впору собирать разные варианты «Пусто в раю». Определённо, она становится моей любимой, а импровизационный потенциал у неё ничуть не меньше, чем у «Этнической». 

…Когда стоишь над пропастью – самое время учиться летать. Когда кажется, что пришёл конец – на самом деле это может быть начало. Существование мира не оборвётся на Кали-Юге – после неё будет новый золотой век. 

                                                                                                                                                      Ольга Окунева для progressive_a_z
 

Эпиграф: "Кали-юга, кали-юга, веселится вся округа" (автор забыт за давностью лет). 

На пронзительно-зелёной афише крупные буквы "рождение музыки из весеннего хаоса". Часто такие звучные слова на таких ярких афишах звучат смешно. Не в этом случае. Это ни капли не преувеличение и ни иносказание. И вообще это не афиша никакая, это герб, а слова - геральдический лозунг. 

По-другому этот вечер просто не назовёшь. Весенний хаос - это то, что вокруг. На сцене, где, по словам Рады, всё неживое живёт какой-то своей странной жизнью, перед сценой, где происходят самые безумные пляски (и я не только и не столько о приглашённых танцовщицах), в головах сидящих в зале (ну, как минимум в одной, за чужие головы ручаться не могу), и складывается ощущение, что за пределами не такого уж большого "Гренадина" тоже бушует, как стихия, хаос и больше ничего нет. Хотя кого сейчас волнует, что там вовне? 

Время тоже как будто в хаосе. Танцовщицы, которым краска на теле и в волосах придаёт сходство со сбежавшими статуями, движутся перед сценой убийственно медленно, будто в другом временном потоке. Смотришь на сцену, на них, на сцену через них, и перестаёшь понимать, в каком времени ты сам. Да так ли это важно? Вообще часам сильно доверять не стоит, уж больно они похожи на компасы, а все компасы, как известно, врут (как и звёзды под ногами). 

Шальной поток времени уносит меня куда-то в 2009-ый, на концерт в здании тургеневской библиотеки. Расслабленная акустика, из зала выкрикивают заявки на песни. Кто-то просит спеть про весну. Рада отшучивается, песен про весну в репертуаре нет. Не сформировалась она тогда, самая весенняя песня, не летело ещё цунами с юга, не пели нам ангелы колыбельные этой весной. Что может быть более весенним, чем последние дни? 

Кстати, кто придумал календарь, в котором весна в начале года? Редкая глупость, как по мне. 


"Наука или смерть". Это у Коровина на футболке написано. А что, говорят, эсхатология тоже наука... 

Так много отвлечённых мыслей, потому что про происходящее на сцене трудно мыслить связными словами и образами. Там твориться странное и неописуемое Оно. То самое рождение музыки из хаоса. 

Барабанная установка одиноко стоит на задворках сцены и даже не шевелится, но не смолкают ритмичные, гулкие, почти гипнотичные удары, стуки и щелчки. Когда-то я думал, что так не бывает, а теперь думаю, зачем кому-то понадобилось придумывать эти бас-бочки и томы, когда уже сотни лет существовали табла и джембе? Странные люди... 

Как рычаг диковинного механизма крутится ручка колёсной лиры. Я её наблюдаю уже второй концерт и второй раз, как не силюсь, не могу расслышать её в общей звуковой атаке. Мне начинает казаться, что она на сцене вовсе не для того, чтобы звучать, а чтобы приводить в действие пружины какого-то загадочного механизма, который, возможно, и служит перегонным кубом, делающим из хаоса музыку. Медленно и мерно, как ручная мельница. Остановишься - музыка стихнет, это всем известно. Но, хвала Небу, не стихает... 

Этническая, родная, это же ты? Наконец-то! Почему тебя так давно не было? Мы все скучали. Эй, а почему ты так рано уходишь? Может, я успел забыть, но мне казалось, ты была длиннее... Ладно, в любом случае, спасибо, что пришла наконец! И я уже снова по тебе скучаю... 

Гардеробщик ушёл, куртки последних уходящих посетителей лежат на стойке. Хоть и весна, на вечерней улице зябко. Внутри какая-то удивительная гармония. Музыкальные алхимики, как и обещали, честно пустили весь хаос на музыку, не пощадив и тот, который роился у меня в голове. Сознание теперь похоже на окно, вымытое бурей - таким прозрачным оно не было с того момента, как его отлили. Через него теперь видно почти всё, даже вглядываться не надо. Кто-то скажет, что так даже скучно. ну что ж, можно и поскучать пока. До следующего концерта.

                                                                                                                                                                           Андрей Перелыгин в VK

— Несмотря на усталость, я таки попала на условную акустику группы «Рада и Терновник» Я и раньше слышала эту группу вживую, но в этот раз был уникальный и удивительный музыкальный состав. Это был восторг в чистом виде, я сначала даже пробовала танцевать, но поняла, что лучше я буду танцевать в режиме «сидя», потому что силы меня уже покидали.

Мощная музыка пронизывала до мурашек. Открытие дня — звук колесной лиры, это просто нереальный психодел!

Одним словом, нет ничего прекраснее красавицы с электрогитарой в руках, которая берет 4 октавы и стреляет своими текстами прямо в сердце.

Юлия Повари

*************************

— После этого концерта мне приснился сон, как будто я море или огромная река. И мой лед начинает таять, прогибаться, трескаться, вода просыпается. И я это чувствую изнутри, как будто это моя плоть и кровь. В то же время я — это люди, которые идут по мосту и смотрят на реку.

В общем я думаю, что это и мое впечатление о концерте тоже.

Екатерина Копьева

*************************

— Бенефис Первобытного Хаоса — вот что это было!

Рада и все-все-все, спасибо!

За то, что позволили увидеть, как рождаются песни.

Максим Васильев

*************************

— Потрясающие «Рада и Терновник». Сумасшедшая энергетика! Самобытно и душевно.

Наталья Иванова

*************************

— …я забыла рассказать про концерт Рады 25 января, а он был очень крутой, этот концерт, я пару раз отчетливо прослезилась и надо было придерживать крылья, ибо они трепетали и хотели в полет.

Там была новая песня «Вороненок», она меня пронзила до глубины души, но нигде ее не могу найти.

А еще что-то неимоверное происходило с пространством, такого раньше не было точно. Словно музыка открывала…

Были люди, которых я очень люблю и было очень много любви, очень, я сама была этой любовью.

Екатерина Копьева

*************************

— Супер крутой концерт! Ты — волшебная птица! А колесная лира вообще открытие для меня! Это было занятие всего вечера — следить за ее звуком. Загадочный инструмент конечно. Шармано-скрипко-аккордеон) СПАСИБО ОГРОМНОЕ тебе и всему творческому коллективу за то, что Вы делаете! Понравилось очень! По энергетике, по 4 октавам и мужики добрые тебя окружают. Вечер удался!

Марина Лисицына

Из всех возможных развлечений, которые предлагал предпраздничный вечер 3 ноября, я выбрала необычный концерт в клубе Алексея Козлова: Рада, Владимир Анчевский, Владимир Кисляков, Кирилл Паренчук, Джон Кукарямба и Сергей Летов. Думаю, я попала в десятку.

Я всего на год старше группы Рада и Терновник. Я не застала начала их творческого пути. Вечер 3 ноября словно вернул меня в то время, которого я совершенно не помню. Часть музыкантов, принимавших участие в этом концерте, играла с Радой в разные времена, часть продолжает играть и сейчас; звучали композиции разных лет, начиная с самых ранних, так что получилось такое причудливое сплетение прошлого и настоящего.

После этого концерта я подумала, что зря я, наверное, не слушаю записи, предпочитая им живые выступления. Потому что репертуар у Рады и Терновника солидный, большинство вещей вживую уже не услышать, а они того стоят. 3 ноября я впервые услышала «Небесный город», «Смокву», «Покойницу», «Кукушку», а больше всего мне понравилась «Пусто в раю». Вот её Рада, напротив, часто исполняет в электроакустическом составе, так что её выступления вместе с Владимиром Анчевским, в которых временами также участвуют и приглашённые музыканты, тоже заслуживают внимания. По настроению это совсем не то, что большие сольники, и 3 ноября я этот камерный электроакустический дух очень хорошо прочувствовала.

Кульминацией концерта по традиции стала «Этническая» — композиция, которой уже более 20 лет. Она вышла на самом первом альбоме Рады и Терновника — «Графика» — и с тех пор является визитной карточкой группы, на всех концертах это самое яркое впечатление. «Этническая» — наполовину джемовая, импровизационная вещь и звучит всегда по-разному. Думаю, было бы забавно сделать подборку всех её вариантов. Я дважды слышала её с дудуком. В этот раз услышать два саксофона — Кирилла Паренчука и Сергея Летова — было особенно удивительно.

В «Этнической» после пары куплетов вокал и все инструменты, сколько бы их ни было на сцене, пускаются в безудержный экстатический танец звука, и только рифф бас-гитары крепко держит их партии, не позволяя музыке рассыпаться и превратиться в хаос. И всегда думаешь: будет ли сегодня побит рекорд по времени звучания? 10 минут, 15, 17… В этот раз было 22. Не удивлюсь, если одна-единственная«Этническая» когда-нибудь превратится в самостоятельный проект вроде Bigateque и начнёт звучать и час, и два, а однажды и вовсе устремится в бесконечность с тобою вместе…

Ощущение погружения в глубокий транс усиливал гипнотический перкуссионный ритм. Этническая перкуссия — моя слабость. Табла Кирилла и джембе Джона Кукарямбы произвели на меня в этот раз ещё большее впечатление, чем традиционные бубны, к которым на выступлениях Рады я уже привыкла.

Самым ожидаемым событием этого вечера было, конечно, выступление Сергея Летова. Помимо «Этнической» он присоединился к группе на «Ты будешь танцевать» — тоже ранней композиции, которая является одной из любимых как у музыкантов, так и у слушателей, и звучит на концертах Рады и Терновника и сейчас. Её развитие тоже интересно проследить по записям начиная с 1999 года. Услышать её с саксофоном было очень необычно.

Половину песен, исполнявшихся на концерте («Холодно», «Княгиня», «Змеи», «Потемнело», «А не что-то — всё исчезло», «Саламандра»), я знаю только в современном варианте — со скрипкой, виолончелью и ударными. Но мне было интересно слушать их с перкуссией и саксофоном, я не фокусировалась на поиске различий — этим песням идёт любой состав инструментов и любые аранжировки.

В этом году группе Рада и Терновник — 25 лет. Мне показалось, что концерт 3 ноября повернул время вспять, напомнив о том, как всё начиналось: первые шаги, первые слова, первые песни, выступления и записи. Но теперь — уже в новом составе, с новым звучанием, на новом уровне. Поэтому даже когда ты возвращаешься — при этом всё равно движешься вперёд.

Ольга Окунева в VK, 2016 г.

20 октября северную столицу посетили Рада и Терновник со своим новым альбомом «Сестры». Коллектив не частый гость наших широт, тем ценнее каждое его живое выступление.

Альбом «Сестры» — это свежая и мощная струя в многогранном творчестве Рады и терновника. Альбом получился насыщенным и плотным по музыке и пронзительным по вокалу. После первого прослушивания «Сестры» прямо таки западают в душу. Подробнее о новом альбоме можно почитать тут.

Концерт получился очень душевным. Рада и терновник отыграли мощную программу. Специальными гостями этого вечера выступили Виталий Погосян (дудук) и Тая Савина (перфоманс). Рада женщина великая и величественная. Ее голос и движения совершенно завораживают и восхищают. Накрываемый музыкальной волной ты только и можешь что стоять, поглощенный красотой звуковых переливов, и вникать, впитывать каждое слово, пропускать через себя, сужать пространство, слово бы внешнего мира вокруг нет. Лишь изредка взгляд переключается на исступленно играющих музыкантов вокруг, то появляющихся, то исчезающих в искусственной дымке, или ловит красочный витиеватый узор видеоарта, составленного из картин из цикла «Новая Архаика», или следит за гипнотическими движениями танцовщицы Таи.

Потрясающий концерт. Между песнями Рада охотно общалась с залом, рассказывала про песни, про готовящийся клип, про то, что в октябре коллективу исполнилось 25 лет… Вот это время летит! В зале царила очень дружественная атмосфера. Люди тепло встречали музыкантов и отвечали улыбкой на улыбку.

Концерт пролетел незаметно, но оставил самое приятное послевкусие. «Спасибо» — скандировал зал. «Пожалуйста» — улыбнулась Рада. Живьем альбом впечатляет даже больше, чем на записи. Рада и терновник — это та группа, которую однозначно стоит хотя бы раз послушать вживую, посмотреть на все эти удивительные музыкальные инструменты, незнакомые простому человеку, прикоснуться к тому «шаманскому космосу», происходящему на сцене.

Спасибо Раде и терновник. С нетерпением будем ждать новых выступлений коллектива в Петербурге.

«И приходят сны наяву и хочется, чтобы музыка не кончалась и первобытные ритмы шаманских бубнов и барабанов отзывались в сердце…»

Цвет твой серебряный — мой ярко-красный.
День твой беспечный — мой вечно печальный…

«Традиционный осенний Терновник», состоявшийся в преддверии дня рождения Рады и дня рождения группы (а группе в этом году исполнилось 25 лет!), прошёл 5 октября в China-Town-Cafe «в узком семейном кругу» и как-то, на мой вкус, тихо и спокойно. «Тихо» — сказано исключительно об ощущении, но не о звуке: моё левое ухо не отходило почти сутки, чего не было даже когда Black Sabbath играли в Олимпийском.

В этот вечер я впервые подумала: а прикольно было бы узнать, как проходят их выступления в других городах. Московские клубы в большинстве своём уже все исхожены, про все я знаю, что там со звуком, какая там атмосфера, и едва объявят место проведения очередного концерта, я уже примерно представляю, чего следует ожидать. Какие-то места я люблю и точно знаю, что будет классно (как клуб Козлова или ДОМ), какие-то люблю не очень (как тот же China-Town). А вот про площадки других российских городов я не знаю вообще ничего, один раз была в питерском Manhattan (и больше, признаться, туда не хочу=)), да и всё.

К моей радости, Рада и Терновник запланировали небольшой тур — Нижний Новгород, Владимир, Санкт-Петербург, Гатчина; часть выступлений в электроакустике, часть — полным составом. Повод — презентация альбома «Сёстры», который в этих городах вживую ещё не слышали. Перспектива услышать полный состав в таких интересных местах, как нижегородский «Рекорд» или питерский Zoccolo, с участием приглашённых музыкантов и других необычных гостей, была столь манящей, что я без раздумий купила билеты и поехала.

В Нижнем Новгороде я впервые побывала этим летом после WAFEst’a. Тогда он оставил у меня впечатление города невероятно живого, бурлящего, объятого стремительным движением. Осенью он изменился. Набережные, летом заполненные людьми, опустели. Жизнь не замерла, но её темп выровнялся. В мегаполисе такие сезонные перемены никогда не чувствуются. Неизменной осталась только скорость ветра, который что тогда дул изо всех сил, что сейчас.

Если летом я от души познакомилась с природно-архитектурными красотами Нижнего, то сейчас пришло время узнать больше о его культурной жизни. По моим ощущениям, именно этот город является третьим после Москвы и Петербурга по количеству ежедневно происходящих интересных культурных событий. И одним из мест, где такие события проходят, является киноцентр «Рекорд» — уникальное заведение с более чем столетней историей. Рада выступала там 7 октября, в свой день рождения, вместе с Владимиром Анчевским, а 8 октября состоялся большой электрический концерт.

Это было очень необычно. Для меня вообще странно слушать Раду и Терновник в сидячих залах, потому что при этом я не могу в полной мере вернуть ту энергию, которую мне дарят музыканты. Но выбор есть всегда: те, кто так и не смог усидеть, воспользовались проходами по бокам, а можно было не упускать возможность получить особое впечатление: сидя в большом, просторном, даже, я бы сказала, величественном зале старинного кинотеатра и глядя на сцену, испытываешь чувство, будто наблюдаешь театрализованное представление. Судите сами: бубны, видео-инсталляция картин Вячеслава Ларионова, пластический перформанс в исполнении чудесных ребят из «Театра птиц»… Безудержный драйв, достигший апогея в «Этнической» — так музыканты давно не отрывались. Это неистовство контрастировало с довольно сдержанной реакцией публики — но это не упрёк музыкантам, конечно, каждый отдаёт энергию так, как привык. Впечатляющая акустика и звук, отстроенный так, что слышны малейшие нюансы, самые низкие частоты, партии инструментов не смешиваются в кашу, ты слышишь их все, будто в голове у тебя шесть стереоканалов. А после концерта ты выходишь на улицу, где туман обнимает весь город и тебя в нём. И ты ещё не знаешь о том, что через считанные часы тебя ждёт изумительное солнечное и морозное утро. И ощущение, близкое к счастью, которое всегда так не хочется отпускать.

В Петербурге Рада и Терновник выступали в более привычном для меня месте — в клубе. Zoccolo порадовал и звуком, и атмосферой. Играли без виолончели, но зато с дудуком — Виталий Погосян присоединился к группе на «Этнической» и «На блаженных островах». Услышать «На блаженных островах» — редкая возможность, потому что Виталий играет с Радой не на каждом концерте, а дудук — главное украшение этой песни, без него в её звучании многое потеряется. За перформанс в этот раз отвечала Тая Савина, исполнившая несколько очень выразительных пластических этюдов. Вообще мне кажется, что музыка Рады столь экспрессивна, что прямо-таки просится быть дополненной танцевальной составляющей — причём, на мой взгляд, с ней бы отлично сочетались как этнический танец, так и современная хореография.

Надо сказать, что в Петербурге в тот день была на удивление хорошая погода, располагающая к праздношатанию по скверам, улицам и набережным. Мне приятно думать, что это благодаря приезду Рады.

Мне приятно ходить на все их концерты. Сколько бы их ни было — каждый неповторим. Мне приятно и уезжать, и возвращаться с ними — куда и откуда угодно. Это праздник, который всегда с тобой.

Я буду больше знать,
Я буду меньше петь,
И больше целовать,
Меняя жизнь на смерть…

Ольга Окунева в VK, 2016

*************************

Что это было? Почему? Как такое возможно? Ну как?! Куда бесследно делись все годы моей зрелой жизни? Как эмоции юности, когда тратишь последние деньги на билет в маленький клуб, могут с такой точностью повториться спустя столько лет?! Откуда после пятьдесят какого-то моего посещения концерта Рады, у меня чувство, будто я только что нашёл главное музыкальное открытие в своей никчёмной жизни?

Куда исчезло, будто и не было, не отпускавшее с прошлой осенью чувство пресыщенности программой, одними и теми же песнями из концерта в концерт? Я и правда раньше не замечал, как «вопленница» обвивает звуком, как сетью, как пронзает насквозь «а придёт пора», как ровно и мощно дышат «крылья», заставляя дышать им, а такт? Неужели это я посмеивался над теми, кто использовал в описании концертов «Терновника» выражения а-ля «первобытный экстаз», «настоящий шаманизм», «эстетический оргазм» и прочие? Что в этом смешного, если чистая правда?

Я серьёзно спрашиваю, между прочим. Что это было?!

P. S. С одной стороны, досадно, что не было привычного погружения в звуковые волны «Этнической», с другой — такое чувство, что ещё больше эмоций в меня бы просто не влезло. Всё так, как должно быть. Да.

Андрей Перелыгин в VK, 2016

Концерт начался с заглавной песни альбома "Я расскажу тебе..." Как можно рассказать о песнях Рады? Их надо слушать. И не дома, на компьютерных колонках. Да вообще, никакие, самые лучшие акустические системы не передадут мощи и драйва живого концерного звука. А звук на концерте в этот раз был очень хорош. Чистый, мощный, все слова слышны, честь и хвала звукооператору Ивану Лубяному. В процессе выступления на сцену, кроме штатных участников группы, выходили музыканты, принимавшие участие в записи альбома. Это Виталий Погосян, игравший на дудуке, Павел Боев с колёсной лирой, Ульяна Шулепина и Алёна Воо на вокале.

Помимо новых композиций, были исполнены и старенькие, но всеми любимые любимые "Этническая", "На перекрёстке трёх дорог", и ещё какие-то, сейчас уже вспомнить названия не могу.

Знаете, мне так кажется, что если группа будет двигаться в том направлении, в котором они сейчас играют, то на презентацию следующего альбома придут уже поклонники дэт-металл. Нет, на самом деле мне жутко нравится то, что делает группа сейчас. А хожу я на их концерты с 1992 года - есть с чем сравнить. Такая мощь идёт со сцены, что уже где-то на третьей композиции начинаешь терять ориентацию в пространстве и времени, погружаясь в транс. Нет, не зря водит Рада дружбу с шаманами. Альбом "Укок" не прошёл даром. Хотела написать, что больше всего запомнилась мне песня "Ты будешь танцевать", а сейчас переслушиваю, и понимаю, что неправа. Все песни с альбома кажутся знакомыми, как будто слушала уже раз раз 10. Может потому, что есть в них лично для меня перекличка с тем, что так хорошо знакомо. То "злые поезда" в тексте промелькнут, то вдруг совсем неожиданно где-то услышишь интонации Янки (но это только слушая студийную запись, на концерте была только Рада). А по эмоциональному воздействию я бы их сравнила с Led Zeppelin, такой же потрясающий эффект.

А когда вдруг внезапно выходишь из транса - невероятно интересно смотреть на самих музыкантов. Они получают явное удовольствие от того, что делают на сцене. Да что там, они просто прутся в экстазе. Наблюдать за басистом Владимиром Кисляковыми и скрипачом Дмитрием Шишкиным - это отдельное шоу. А когда к ним присоединялся гитарист Владимир Анчевский, меркнул даже экран с картинками на заднем плане.

Кстати, очень интересная задумка - на экране проецировались рисунки архангельского художника Вячеслава Ларионова. Именно его картины использованы в оформлении альбома "Сёстры". Два часа пролетели незаметно. Вообще, публика в зале была очень классная, правильно реагировала на музыку, столбом не стояла. И в то же время успокаивалась быстро. Последняя песня альбома - "На блаженных островах". Потом ещё на бис. И ещё "На перекрёстке трёх дорог", потому как никто не хотел уходить.

Вобщем, с последними аккордами последней песни концерта, трудолюбивый сотрудник музыкального издательства "Выргород" таки закончил раскладывать диски по коробочкам. Успел. И при выходе из зала каждый желающий мог купить себе заветный диск, или получить, если поучаствовал в краудфандинге. Мне полагался диск с автографом Рады, Рада пообещала, что через 10 минут появится в зале, и пробудет там ещё некоторое время,чтобы раздать всем желающим свою подпись. Я немного подумала, и решила, так ли это важно, автограф? Мучить уставшего музыканта после напряжённого дня и длинного концерта. Взяла диск, и побежала домой. Да! Если вам не удалось сходить на концерт, и нет 500 рублей на диск, весь альбом можно послушать в сети, группа выложила его официально, и совершенно бесплатно. Но! Если у вас будет такая возможность, сходите всё-таки на концерт, поверьте, оно того стоит!

Вера В. Горина. 17.04.2016
Оригинал