ВСЕ ВОПРОСЫ ПО организации концерта "Рада и Терновник" ВЫ МОЖЕТЕ ЗАДАТЬ ПО АДРЕСУ Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

2006 год, октябрь - оригинал на MUSICLOOK.RU

это интервью в очень красивом виде, с фотографиями, лежит на http://musiclook.ru/2006/10/05/rada-i-ternovnik/


Рада и Терновник
05.10.2006

Сегодня в рубрике Музыканты ЖЖ мы представляем вашему вниманию интервью с Радой Анчевской aka _rada_, автором песен и солисткой самобытного отечественного коллектива РАДА & ТЕРНОВНИК. Интервью у Рады взял vefis_ специально для MusicLook.
Этот материал приурочен сразу к двум знаменательным событиям. Во-первых, в октябре РАДА & ТЕРНОВНИК будут отмечать 15-летие группы. А во-вторых, 7 октября Рада празднует свой день рождения, с которым MusicLook искренне ее и поздравляет!

 

О себе и философии музыки

- Рада, считаете ли вы, что имя привносит какие-то оттенки в характер? И если да, что, по вашему мнению, несет в себе имя РАДА

- Наверняка привносит. Но, говоря обо мне, нужно понимать, что мое полное имя - Радислава. Более того, мне рассказывали, что первоначальная форма имени Радислава была РОДОСЛАВА, то есть, славящая род. В имени Рада мне нравится его солнечный оттенок: РА - солнце.

- Рада, мир, который предстает в ваших песнях, он может быть сколь угодно жесток, грозен, недружественен, может описываться сколь угодно безнадежное одиночество, но сама интонация, в которой это поется, настолько проникнута сочувствием, состраданием, что испытываешь нечто противоположное: чувство, что ты не одинок в этом мире, что какие-то вселенские силы тебя видят, понимают и жалеют. Это не позволяет назвать вашу музыку мрачной. 
А как вы сами относитесь к тому, что многие определяют вашу музыку как мрачную, готическую?

- Я пою о том мире, каков он есть, без прикрас. И, в то же время, я не пою о мире бытовом - кто кому позвонил\не позвонил - мои песни не об этом. Такой уход за рамки быта, мелких, привычных ежедневных вещей - он уже пугает людей. Но в моих песнях мрачного не более, чем в ежедневном закате солнца. 

Готической я бы нашу музыку называть не стала, ну, или с оговоркой - это "древнерусская готика" - то есть, мне близок мир славянский более, чем мир средневековой Европы. А готическая субкультура основана на эстетике средневековой Европы. Мне близко определение дарк, но это "позитивный дарк", в том смысле, что песни РАДА & ТЕРНОВНИК не мрачны по сути своей. Это песни о величии мира, это величие пугает тех, кто боится посмотреть в небо.

- И почему в вашем творчестве темы смятения, боли, тревоги всегда превалируют? Насколько чувство боли является неотъемлемым от человеческой природы? Нужно ли от нее избавляться или в ней есть какая-то духовная ценность?

- Не превалируют. От боли, увы, человек избавиться не может. Более того, ощущение собственного несовершенства, невозможности познать жизнь - оно болезненно. Не нужно на этом зацикливаться, но я и не зацикливаюсь. Один из наших альбомов называется "Книга о жестокости женщин" - это название возникло потому, что самая прекрасная женщина жестока уже потому, что ее красота напоминает нам о собственном несовершенстве. Так и перед прекрасной картиной на глаза наворачиваются слезы, и когда мы слышим великолепную музыку, порой, тоже хочется плакать.

Это ощущение оторванности от абсолюта - болезненно. И такая болезненность - это одно из тех ощущений, которое дает человеку возможность не быть свиньей. Самодовольное и самовлюбленное существо не испытает боли в сердце, глядя на красоту, оно просто подумает о том, можно ли повесить эту картину в столовой или нет. Но, во всем должно быть осознание - нельзя копаться в себе и растравлять свои болячки - это мерзко и в этом никакой ценности нет.

- Ваши песни очень мелодичны и красивы, они проникнуты гармонией. Но, с другой стороны, если каждый из нас заглянет в себя, то увидит там очень неоднозначный мир, с неожиданными, порой безобразными ландшафтами, ломаными линиями. Получается, что красивые гармонии заведомо неполно выражают человека, как бы заведомо лгут?

- Мои песни гармоничны для тех, кому нравится наша музыка. Но мои песни не имеют ничего общего со стандартными поп-композициями или рок-н-роллом, поэтому, для поклонников рок-н-ролла мои песни абсолютно негармоничны. А о самой идее "заведомо лгут" - ровно то же самое можно сказать и о противоположной идее, что авангардный джаз или нойз тоже заведомо лжет, ибо изломанность человека также порой наиграна и человек сам может культивировать в себе эти самые ломаные линии. Это личный выбор.

- В вашем дебютном альбоме "Графика", к примеру, все звучит куда менее гладко, и многие из тех, кто полюбили этот альбом, не могли в свое время принять "Печальные Звуки", начиная с которого гармония навсегда воцарилась в вашем творчестве.

- Мне кажется, что "Графика" прельщала хорошей работой Антона Марчука, звукорежиссера "Звуков Му". Антон создал очень прозрачное звучание "Графики", эту прозрачность никто кроме Антона потом создать не смог.

- Очень часто вашу манеру пения описывают как соединение оперной школы со специфическими народными интонациями. А вот интересно, как вы относитесь к такому жанру, как опера? Ведь в отличие, от народного искусства, которое рождается спонтанно, опера переполнена академическими условностями.

- Практически о любом виде искусства можно сказать, что он надуман. Опера, театр, балет. Опять же, человеку несвойственно выражать свои чувства, взяв в руки гитару и микрофон, поэтому рок-музыка также наиграна, как и опера. 
Другое дело, что, говоря об опере, мы имеем в виду исполнительское искусство, а не искусство создателя. Создатель, творец - это все же композитор, а не оперный певец, который, все же, исполняет чужие песни, играет чужую роль. В этом смысле, народное творчество интересно, если речь идет о записях фольклористов, тем, что это песни, созданные общностью людей, живших в этом регионе. Это родовые песни. 
Ну а если говорить обо мне, то речь идет в этой цитате о манере пения, о том, чему меня учили. У меня оперный педагог, оперная постановка вокала, но я посещала семинары Дмитрия Фокина, артиста ансамбля Покровского, на которых нас учили петь народным голосом, учили фольклорной манере звукоизвлечения. Это просто технические моменты.

- Как Вы считаете, среди всего многообразия музыкальных стилей есть более или менее "духоемкие", то есть те, в которых Вы можете поместиться полностью, свободно, а есть, в которых возможности выразить себя довольно ограниченны и условны? Существуют ли для вас такие приоритеты или вы одинаково свободно чувствуете себя и в электронике, и в фолк-музыке, и в акустике?

- Для меня стили вещь довольно условная - как одежда. Идет дождик - я одену куртку с капюшоном, жара - одену легкое платье, снег - одену теплую одежду. Я пою об одном и том же - как будто я - телевизор, который показывает один канал, но разные программы на этом канале. Поэтому для меня такие приоритеты могут быть только в данное конкретное время - вот сейчас мне интересна такая "одежда", а потом другая.

О своих песнях

- Не собираетесь ли Вы обратиться к своим более ранним, ныне не исполняющимся на концертах песням? Например, дух захватывает, когда слышишь такие вещи, как "Мои девять жизней", "Ты всю ночь молился чужим богам", "На земле обетованной" (про старушек). А ведь многие из тех, кто только сегодня узнает о вашем творчестве, могут их так и не услышать. А диски, к сожалению, трудно достать, особенно если человек живет не в Москве, и не в Питере.

- Диски, кстати, достать легче легкого. На нашем сайте есть специальный раздел про то, как купить диски - по почте, наложенным платежом, по всей России.

Старые песни порой вспоминаются:"Сон", "Смоква"- это старые песни. В акустике сейчас стали играть много старых песен. Но, бывает, что те или иные песни связаны с определенным музыкантом. "Мои девять жизней", например, держатся на басовом ходу, придуманном Васей Стабуровым, нашим тогдашним бас-гитаристом и кроме него эти басовые ходы толком никто сыграть не может.

- На вашем альбоме "Заговоры" присутствует песня Холодно (Плач), которая исполнена в такой эффектной манере, что по спине действительно проходит холодок, очень необычный тембр. Это кем-то навеяно, или это продиктовано только вашим внутренним голосом?

- "Холодно" - эта песня имеет свою историю. У меня была аудиокассета с записью какой-то бабушки, исполняющей народные песни. Запись, сделанная фольклористами. Бабушка, в том числе, исполняла "Плач". Там был невероятный переход от ультразвука к рыдающему хрипловатому голосу. Я попыталась спеть в том же ключе.

- И откуда в ней такая строчка "По лесу краю за", это соответствуют каким-то языковым нормам, может, в какой-то старинной песне встречалось, или это ваше новаторство? Очень здорово и оригинально, под стать песне.

- Откуда "По лесу краю за" - не помню. Текст писался как "плач". То есть, "плакали" в деревнях определенным образом - зачин (вроде "на кого же ты нас покинула" или другие узнаваемые, повторяющиеся формы), а потом часто плакальщица начинала совершенно "от вольного" выдавать всякие жалобы на жизнь. Импровизировала. Я просто попыталась так "плакать" дома. Начала с того, что меня в данный момент тревожило - "что же так холодно?", а дальше просто поток сознания.

О концертах

- На концертах Вы используете различные экзотические инструменты или предметы. Интересно знать: как они хотя бы называются? И где Вы их только раздобыли?

- Есть цимбалы (подарены мне на день рождения, привезены из Непала), дамару (тибетский ритуальный инструмент, в виде двухстороннего барабанчика; аутентичный дамару, используемый в ритуале Чод, делают из двух половинок человеческого черепа, но у меня деревянный, куплен в Москве.), кугиклы (русский народный инструмент, женская дудочка, на ней играют только женщины. Сделана собственноручно из высохшего стебля борщевика. Звучит в "Холодно"). Как называется дудочка, звучащая в "Княгине" - не знаю (была найдена у дедушки Владимира Анчевского). Есть еще валдайский колокольчик (кем-то подарен) и spring drum (привезен из Хельсинки).

- Насколько принципиально отличается Ваше эмоциональное состояние на акустическом квартирнике и на полноценном электрическом концерте? Это разные миры, разные настроения, уровни духа, или отличие чисто внешние, а внутренние образы и ощущения - все те же?

- Эмоциональное состояние, конечно, разное. На акустическом концерте я больше на земле - более мягкий, ровный уровень эмоций, меньше энергии, больше попытки объяснить песнями свои ощущения и мысли. На электрическом я практически отключаюсь от зрителей, как от людей, остается ощущение душ, присутствующих на концерте. А на акустике это скорее ощущение именно живых людей, с разным цветом глаз и волос. Многим тяжело на электрическом концерте - очень сильный поток энергии, более жесткий.

О новом альбоме и творческом процессе

- На своем форуме вы обмолвились, что следующий альбом будет с электроникой, и еще один акустический - вокал плюс две акустик-гитары. Почему именно электроника? Вы производите впечатление одной из самых живых по звучанию и по духу групп, и не считаете ли вы, что электронная музыка способна убить определенные нюансы, свойственные именно вашей музыке?

- Нужно понимать, что именно я имею в виду под электроникой. Остается гитара, бас-гитара. Но будет больше нойзовых неких моментов. Мне кажется, что именно сейчас стандартное звучание а-ля русский рок способно убить в моей музыке большее.

- Какую примерно долю будут составлять на нем совершенно новые песни?

- Я бы хотела, чтобы эти альбомы состояли преимущественно из новых песен. Возможно, на условной электронике будет две-три композиции старых, но, думаю, не больше.

- Насколько спонтанно рождаются ваши песни, они пишутся относительно быстро, или могут вынашиваться неделями?

- Как правило, песни пишутся сразу, стихи пишутся без помарок, сразу набело. Хотя, бывают и исключения, бывают тексты, переписываемые много раз. Но обычно пишется длинный текст, из него вычеркивается половина, остальное, без переписываний и поправок, становится песней.

О любимых местах, подарках и многом другом

- С каким образом вы могли бы себя ассоциировать?

- Гладкошерстная черная кошка. Сумеречные эльфы. Сумерки. Саламандра - дух огня.

- Часто ли вам приходится встречаться с непониманием, с чужими по духу людьми? Есть ли у вас какой-то свой способ, как реагировать на агрессию, хамство? Умеете ли вы справляться с собственным раздражением?

- Я стараюсь не общаться с чуждыми мне людьми, даже если это по каким-то причинам может быть выгодно, я все равно ухожу от неинтересного мне общения. Когда есть понимание - это чудо, а непонимание это вещь обыденная. Никто никого не понимает полностью, можно говорить только о разных ступенях непонимания. Когда я злюсь, я представляю себя огненной птицей - гнев сгорает в огне. Но когда просто раздражаюсь по мелочам, с мелким раздражением справляться не умею.

- Представьте, что у вас появилась способность свободно перемещаться во времени и пространстве. Куда бы вы отправились в первую очередь? В какую эпоху, и в какую страну?

- Я бы побывала в экзотических странах - Шри-Ланка, Мексика, Перу, Новая Гвинея, Тибет. Если говорить о перемещении во времени, мне было бы интересно побывать в Индии времен зарождения буддизма, в Тибете - около тысячи лет назад. В допетровской России. Лондон начала XIX века. Голландия - пару столетий назад.

- Возникало ли у вас ощущение, что те или иные места за границей вам чем-то близки, что вы здесь "как дома"? Было ли когда-нибудь желание жить за пределами России?

- Ощущение "как дома" у меня возникло в Берлине - абсолютно естественная для меня среда обитания оказалась. Но желания жить за пределами России не возникает все-таки здесь мой дом.

- Могли бы вы провести всю оставшуюся жизнь в сельской местности, наедине с природой, образы которой живут в ваших песнях, или для вас нужнее атмосфера большого города?

- Не знаю. В любом случае, для меня жизнь в сельской местности возможна только в теплом доме со всеми удобствами. Палатки, шалаши - это не для меня. Атмосфера большого города мне не очень интересна - слишком много суеты и излишней, бестолковой информации. Если вопрос в том, могу ли я жить вдали от бессмысленного кипения и брожения большого города - да, конечно могу. В Москве я живу в Строгино, рядом с речкой и этот район мой любимый. Загородный дом пока только мечта.

- Какой подарок или сюрприз ко дню Вашего рождения вам запомнился больше всего?

- Большой желтый медведь.

- Читаете ли вы все поздравления, которые получаете в ЖЖ и по почте?

- Поздравления читаю ВСЕ! ДР люблю и всегда праздную. Это для меня очень важный праздник.


Интервью подготовил vefis_. Использованы фотографии А.Олейникова и А.Барского.

Рубрика: Музыканты ЖЖ

© Copyright 2006 Music Look. All rights reserved.