ВСЕ ВОПРОСЫ ПО организации концерта "Рада и Терновник" ВЫ МОЖЕТЕ ЗАДАТЬ ПО АДРЕСУ Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Альбом вышел:

CD:
Ur-Realist - 2005 (90 г.)

Краткое описание:

Органичный, безупречный синтез творений Рады и народных песен. Аналогов не имеет.

Оформление - традиционное по форме (8-страничный буклет с текстами), но по исполнению - лучшее не только среди альбомов Рады.

Диск включает видео запись.

(звездочки - это народные песни)

ЯСНЫЙ ДЕНЬ

Руководитель ансамбля Наташа Иванова поет фольклорные песни с десяти лет, много лет ездит в экспедиции по русским деревням. Наталья родом с Севера, профессионально занимается фольклористикой, музыковед. До создания ансамбля, воспроизводящего аутентичный русский фольклор, она пела в ансамбле Дмитрия Покровского. Особенное внимание "Ясный день" уделяет северной традиции, а также, обрядовым, "календарным" песням.


Почему ЖЕНИТЬБА?

Это союз РиТ и фолк ансамбля ЯСНЫЙ ДЕНЬ. Это слияние русского фольклора и песен Рады. Это одна из песен альбома.

Что за ЯСНЫЙ ДЕНЬ?

Это фольклорный ансамбль, исполняющий аутентичный русский фольклор. Все участники группы "ЯСНЫЙ ДЕНЬ" познакомились с русским фольклором и начали петь в студии Дмитрия Фокина - артиста ансамбля Дм. Покровского, почти 10 лет назад.
Они ездили по деревням, знакомились с бабушками - носителями народной культуры, изучали обряды, обычаи, быт, ремесла народный костюм, записывали песни. Нынешний состав Ясного Дня обьединила молодая выпускница фольклорного факультета Санкт-Петербургской консерватории Наталья Иванова - артистка ансамбля Дмитрия Покровского, главный консультант по фольклору группы "Иван Купала". Она уроженка Вологодской области, с детства занималась в фольклорной студии, с артисткой ансамбля Покровского.

Как возникла идея такого обьединения?

В 2000-м году Рада, солистка и лидер московской группы "Рада & Терновник" посетила семинар "Психотерапия в русском фольклоре". Вел занятия Дмитрий Фокин, пятнадцать лет проработавший в ансамбле Дм. Покровского. На занятиях учили петь специфическим фолковым голосом, с пронзительным обертоном; показывали видео записи, прослушивали уникальные экспедиционные записи фольклористов. Лично для Рады, психотерапия заключалась в открытии того, насколько "матрешечный" фолк не имеет ничего общего с подлинной культурой русского народа. Мелодика многих композиций "Рады & Терновник" оказалась один в один - народные песни; темы русских песен, с их обращением к Солнцу и Небу, Морю и Месяцу явно пересекались с Радиными стихами. Рада понимает, что большинство ее песен, не вписывающихся в традиционную рок-культуру, это воссозданные из архаичной памяти русские народные мелодии. Творчество группы оказалось далеким от рок-н-ролла и от "матрешечного" фолка, но абсолютно близким аутентичной народной традиции. Оказалось, что большинство мелодий близко к северной русской традиции. Более того, сама тематика текстов, образность их, близка народной. Там же Рада знакомится с исполнительницей народных песен Аллой Макаровой. В 2002-2003 годах Рада пишет целый цикл композиций, в которых явно слышна русская мелодика, в текстах 
преобладает образный ряд, перекочевавший из заклинаний и обрядовых песен. Определяется идея нового цикла - это архаичное сознание преломленное через восприятие современного человека. 
Изысканный стык философской лирики и древних образов, оперного бельканто и фольклорного пронзительного вокала, жестких ритмов и печально психоделических гитарных тем. В своих вокальных импровизациях Рада шаманит, кричит птицей, резко вторгаясь в привычный мир 
слушателя. К своему удивлению, Рада обнаруживает, что ее постановка голоса, в традициях итальянской оперной школы, гармонично дополняет специфический фолковый вокал. Теперь, в одной песне "уживаются" высокие колоратурные ноты и пронзительный фольклорный обертон. Рада вспоминает свое филологическое образование и уже по-новому перечитывает книги, посвященные русскому фольклору, изучая метафорический образный мир русских песен и заклинаний. Итогом стал ряд песен, воссоздающий современным языком древнеславянское 
мировосприятие. В 2004 году Рада вновь встречается с Аллой Макаровой, поющей ныне в фольклорном вокальном ансамбле "Ясный день". Спонтанно принимается решение о создании новой программы - "Рада & Терновник"/"Ясный день".

Есть ли концертный вариант программы?

На нескольких концертных площадках Москвы уже была презентована программа - РАДА и ТЕРНОВНИК + фольклорный ансамбль ЯСНЫЙ ДЕНЬ. Это и фестиваль "Ритуальная музыка 21 века" (клуб "Б2"), и клуб ГАННИБАЛ, и фестиваль ЗНАКИ (театр ЭРМИТАЖ), и фестиваль "Музыка в новом формате" (клуб АПЕЛЬСИН). На диске есть видео фрагмент концертного выступления в клубе АПЕЛЬСИН - песня "А придет пора". Второй видео отрывок - "Бьют ключи подземные" - фрагмент выступления на пятом канале Санкт-Петербургского ТВ. (фотографии с совместного концерта)

Будет ли продолжаться сотрудничество?

Возможно! Но, кроме сотрудничества с "Ясным днем" будут и другие, не менее интересные, эксперименты!

Подвергались ли изменению народные песни?

Русские песни, которые звучат параллельно с композициями "РиТ" не подвергались никакой обработке. Просто, случилось чудо - ряд народных песен абсолютно естественно и гармонично прозвучал внутри композиций "РиТ". Видимо, то, что делает "РиТ" это песни из прапамяти, из тех же глубин сознания и памяти, откуда пришли к нам русские песни, исполняемые ныне "Ясным днем".

Откуда взята картинка на обложке диска?

Эта картина нарисована художником Антоном Очировым специально для этого диска. Картина нарисована Антоном на деревянной доске, по мотивам городецкой живописи. В оформлении диска использованы картины и образы, которые были нарисованы на прялках, стульях и других памятниках народного творчества.

Почему музыканты играют на электрогитарах, а не гуслях?

"РиТ" не собирается ничего "возрождать" и реконструировать. Не нужно вытаскивать на свет музейные экспонаты. Фолк - это не внешнее подражание лубочной картинке, это не переодевание в сарафаны и кокошники. Важно самим создавать фольклорные песни двадцать первого века. Внутреннее, наша интуиция, наша архаическая память - это неизменно, это внутри каждого человека. Внешнее - это средства, которыми мы пользуемся для того, чтобы наша музыка зазвучала. Средства эти пусть будут адекватны современному миру. Нужно делать то, что нам свойственно. Современный музыкант аутентично выглядит с электрогитарой, для нас привычно использовать компьютеры и микрофоны, писать стихи современным языком, а не архаизмами и славянизмами. Традиция живет ВНУТРИ нас, наша память хранит ощущение единого мира, в котором музыка священна, мира, в котором музыка может разговаривать с Небом, а основные коренные вещи - любовь и смерть, рождение и угасание, солнце и луна, снег и слеза - едины. Мы не "используем" традицию, мы становимся ее недостающим звеном, развиваем ее. Традиция, фольклорная песня не исчезла, она жива, но это не музейные экспонаты - это живое непосредственное знание.


Рада о новой программе:

"Традиция живет ВНУТРИ нас, наша память хранит ощущение единого мира, в котором музыка священна, мира, в котором музыка может разговаривать с Небом, а основные коренные вещи - любовь и смерть, рождение и угасание, солнце и луна, снег и слеза - едины.

 

Отзывы и рецензии

  • InterMedia Релиз диска состоялся в марте

    Рада всегда тяготела к некоей смеси современного саунда и этнических мотивов. Но если раньше это стремление было завуалированным, то в альбоме 'Женитьба' проявилось со всей очевидностью. В результате вместо обычного синтеза фольклорных элементов с жесткими ритмами и психоделическим настроением мы получили постмодернистское сопоставление одного и другого. Диск записан с фольклорным ансамблем 'Ясный день', исполняющим русские народные песни в их подлинном виде. Именно эти песни, не подвергавшиеся 'Радой и терновником' никакой обработке, чередуются или звучат одновременно ('А придет пора'/'У колодезя вода', 'Этническая'/'На гряной неделе') с авторскими композициями Рады. Некоторые песни органично перетекают одна в другую. Часть построена на сходстве настроений - например, триптих, состоящий из фольклорной 'Дубровушки', Радиной 'Я расскажу тебе о том', где подпевает народный хор, и вновь народной 'Ты заря'. Интересно, что фон, создаваемый гитарой, бас-гитарой и ударными, от песни к песне практически не меняется, и, что удивительно, совершенно не противоречит народным напевам. Часть - на контрасте: истеричный монолог 'А не что-то - все исчезло' звучит резким контрастом к плясовой 'Невелика птица - пташица'. Если и раньше композиции Рады были замешаны на русской мелодике, а в текстах преобладал образный ряд, перекочевавший из заклинаний и обрядовых песен, то на альбоме 'Женитьба' многие песни просто представляются стилизацией под русские народные. Яркий пример тому - 'А не быть ветрам', в которой легко угадывается народная свадебная песня 'Не было ветру'. 
    При составлении альбома явное предпочтение отдавалось обрядовым песням. И это понятно: здесь Рада с ее надрывной манерой пения может развернуться вовсю. Ощущение безотчетной тревоги и тоски сильнее всего ощущается в заглавной песне 'Женитьба'. Кажется, будто она сопровождает не свадебный обряд, а жертвоприношение или переход в иной мир. Но, возможно, в этом есть своя правда, ведь недаром же на Руси всю неделю перед свадьбой невесты должны были плакать, прощаясь с родней и подругами. Помимо аудиотреков, на диске также представлены два видеоролика - концертные записи песен 'А придет пора' (с хором 'Ясный день') и 'Бьют ключи' (без хора). Привлекает внимание и оформление альбома. Оно было создано по мотивам городецких росписей художником Антоном Очировым, который нарисовал узор на деревянной доске.

    © Наталья Светлакова
  • РокмЬюзик.Ру

    Этот альбом Рада и ее замечательный "Терновник" записали вместе с фольклорным бэндом "Ясный день". В последние годы такого рода альянсы стали уже привычным и даже естественным делом - можно вспомнить хотя бы "ДДТ" - для многих рок-музыкантов, и для тех, кто к роковой музыке относится с интересом и уважением. В принципе, ставить на фольклорную "лошадку" - это почти беспроигрышный вариант, поскольку группа, которая решила активно вписаться в такой музыкальный расклад, практически автоматом получает козырные карты в бесконечном состязании с так называемым общественным мнением. Что по-прежнему весьма типично для нашей огромной страны. Ежели имеется у кого-нибудь реальный интерес к фольклорным радостям музыкального Бытия, то этим самым мнением, в глазах многих персонажей, проживающих на бессмысленно-необъятной российской территории, он (она, они) как бы поднимается на некий новый и значимый уровень. Так было и так будет. Однако к деятельности группы "Рада и Терновник" мое несколько ироническое высказывание не имеет ни малейшего отношения. Не могу сказать, что альбом "Женитьба" нравится мне больше всего из сделанного этой командой, давно уже (вернее, с самого начала своей деятельности) не похожей ни на какую другую. Некоторые предыдущие пластинки, например: "Любовь моя печаль" или "Саламандра" - мне были, пожалуй, более интересны. Но и "Женитьба" является очень достойной работой, в которой искусно переплетены и композиции самой Рады, и аутентичные народные песни. В результате получилась эдакая нестандартная смесь этнических напевов с мощнейщим психоделическим драйвом. И хотя в новом альбоме звучат и знакомые уже номера - это и "Я расскажу тебе о том", и "А придет пора", и некоторые другие, - все давно знакомое и привычное явно обрело здесь новое качество. Более глубинное, более мистическое. И более выразительное. Музыка из "Женитьбы" достаточно непроста для восприятия, она не сулит расслабления и безмятежной оттяжки-тусовки. К тому же ощущаются даже некие жутковато-мрачноватые интонации, не имеющие ничего общего с традиционным нашим представлением о кукольно-лубочном русском народном мелосе, о народной "попсе". И не случайно сама Рада говорит про новую работу, что "у нас смысл был в том, чтобы соединить две эпохи, но ничего при этом не адаптировать...". Я не думаю, что в дальнейшем "Рада и Терновник" станет исполнять только эти свои новые этно-вариации, ведь и собственных песен создано немало, и отказываться от того, что уже принесло заслуженный успех, было бы неразумно. Только и опыт, достигнутый при совместной работе с "Ясным Днем", не должен быть забыт. А для так называемых "широких кругов" этот "экспириенс" вовсе не станет поводом для безусловно радостного восприятия. Ведь сделанное Радой переосмысление фольклорных традиций взыскует к драматическому, даже к трагическому ощущению культурных и исторических спиралей, а это никогда и никем на просторах шестой части земшара не приветствовалось. Уж лучше по "попсе" вдарить: оно и повеселей, и понадежней будет... Да, так было и так будет. Как бы там ни было, чтобы ни происходило на всяческих масс-медийных орбитах, я очень рад, что в изысканном музыкальном театре "Рада и Терновник" действие успешно продолжается. Без пауз и антрактов.

    © George Гуницкий
  • Сайт Партизанское Радио

    Я не слышал их лет пять-шесть. Не потому что не любил, наоборот, меня всегда привлекало то, что делали Рада и сотоварищи. Просто, как-то так вышло. Они записывали диски и давали концерты, мы делали радио и вели подрывную работу. И это притом, что у нас всегда были общие знакомые. Да и представлены мы были друг другу, в не помню каком из девяностых годов, на проповедях популярного тогда г-на Дугина. Но вот, наконец, пути пересеклись. "Женитьба" записана "Терновником" вместе с фолк ансамблем "Ясный День", что недвусмысленно указывает на общую концепцию альбома. Замечу, что "Ясный День" (хорошее сокращение получается - ЯД) участвует во всех композициях на диске. У Рады и "Терновника", наверное, впервые в России получилось безболезненное и органичное соединение рок-группы и фольклорного ансамбля. И те и другие просто хорошо сделали свое дело. Музыканты "Терновника" не стали неумело бренчать на гуслях и балалайках, а солисты "Ясного Дня" биться в рок-н-рольном угаре. В результате получились тринадцать восхитительных произведений, выдержанных в едином ключе, без натужных потугов на "воссоздание народной традиции" или новое слово в рок-н-ролле. Причем, "Женитьба" имеет намного большее отношение и к рок-н-роллу, и к традиции, чем громогласно рекламируемые компакты наших героев рока и матрешечно-лубочных исполнителей. Традицию нельзя воссоздать, ее можно только создать, что и получилось доказать Раде и "Терновнику" этим диском. Напоследок, свои потребительские впечатления. Мне очень приглянулись на этой пластинке три вещи. Мрачноватое "А не что-то все исчезло" с безумным завершением "Невелика птица пташица". Пронзительная "Душенька". И страшненькая, с мурашками, "Женитьба". Предупреждаю сразу, "Женитьба" (в смысле, весь диск) музыка одинокая, слушать одному, вникать постепенно. Вроде все.

  • Сайт tusovka.ru

    Фильм "Ночной Дозор" заканчивается удивительной фразой: "Но пока есть те, кто верит в свет, надежда будет жива". Эта фраза применима и для музыки в России. Удивительная работа. Сплав народных песен, собранных по всей нашей бескрайней Родине, с авангардным фолком от Рады & Терновник. В эту пластинку надо вслушиваться и анализировать, это не просто перепевка "Эх, дубинушка ухнем", это переосмысление целого культурного пласта, это практически этногеографическое исследование. Слушая, её уже в четвертый или пятый раз, я все никак не могу примирить себя с мыслью, что такое в России еще никто не делал и вряд ли сделает в ближайшее время. Бесполезно выделять лучшие треки. Вся пластинка слушается на одном дыхании, но от вещей "А придет пора -У колодезя вода", "Бьют ключи подземные", "А не быть ветрам - Говорили говорили" становится особенно хорошо.

  • Журнал ВАШ ДОСУГ 14

    Рада со своей группой и ансамбль ЯСНЫЙ ДЕНЬ занимаются каждый своим делом. Певица словно не поет, а высвечивает мелодии, "выловленные из прапамяти" и походящие то на плачи, то на звоны. Фолк-трио поет народные песни - пробирающие и проникновенные. Эти две вселенные то живут рядом, то сливаются в единую песню, дополняют друг друга и перетекают одна в другую. "Швов" не слышно - корни у музыки одни и уровень честности у исполнителей - один. Альбом настоящее сплетенье, не только голосов, но и душ. *****

    © журнал ВАШ ДОСУГ 14, 17 апреля 2005
  • Наши слушатели пишут

    Как уже было сказано в моём предыдущем послании, она сделана на "пять". Пластинка очень удачно скомпонованна. Благодаря чему есть возможность услышать на одном диске и традиционный "Терновник", и узнать, что же такое "Ясный День", и почувствовать что-то новое, необычное, явившееся результатом совместного творчества. Выбор соисполнителей безупречно точен. Теперь о песнях. Начну с конца, то есть с "Этнической". Её некоторая "бесконечность" в качестве последнего трека на "Бессоннице" была воспринята мной как единственный недостаток Вашей прошлой пластинки. Теперь же песня обретает своё подлинное "лицо", первоначальную праэтническую сущность. Определить праэтнос, точнее трайбл мне не удалось, но какое это имеет значение. Целостное восприятие прекращается на третьей минуте и уже не включается до конца песни. Ибо воздействие сей вещи на слушателя я так же бы не назвал "целостным" - единства воздействующих элементов нет и в помине. Получилось то, что можно назвать "три в одном": музыка, Ваш Голос и "Ясный День" "живут" в песне друг с другом в непонятном для столь разных явлений симбиозе, что рождает кучу смутных и не пресекающихся друг с другом ассоциаций(про лучшее в мире приведение с мотором например). Получилось, на мой взгляд, нечто, напоминающее "Интерлюдию", только более сумасшедшее. Не огорчает (в отличие от "Бессонницы") даже внезапное исчезновение жёлтого Солнца. "Этническую" в этом варианте я не смог поставить на полочку своего мозга и прикрепить соответствующий ярлык - ну нет ярлыков, ей соответствующих. В общем, ушами-то услышать можно, а вот "мозгами и не понять". Я её теперь с закрытыми глазами слушаю - так воздействие на подсознание сильнее. В студийных вариантах "Этническая" становится всё менее страшной, видимо передав эту роль "А не что-то". На концерте же (17.03.2005) она произвела на меня просто убийственное впечатление - сидел то ли как бандерлог перед танцующим (или танцующей(???)) Каа, то ли как гамельнская крыска. Оказывается, побыть "иногда не здесь" весьма приятно. Кстати, рязанская публика оценила "Этническую" по достоинству, назвав её сверхпсиходеличной. "Бьют ключи подземные" сразу попала в список любимых песен Р&Та. Понравилась "Душенька" - что ещё остаётся "спасённой" белым Солнцем душеньке как не веселится посреди нашей Ипатьевской слободы. Грустно и апокалиптично. Некоторые слова запомнились с первого раза, а вот мотив непонятным образом видоизменился - стал более злым, на манер "Свечечки". Слышал уже шесть вариантов "А не что-то", но 7-й понравился более всего. Мне он показался наиболее интересным из всех. Во-первых, необычно - так удачно наложилось пение дам из "Ясного Дня" на Ваш голос("сдвоенный" вдобавок) и музыку, во-вторых, песня продолжает оставаться страшной. "А придёт пора" совершенно не похожа на предыдущие варианты. Сочетание безупречной вокальной партии и наложенной поверх неё народной песни превосходно. "А не быть ветрам"/"Говорили, говорили" по моему есть две части одного целого и очень-очень печального. "Женитьба" мгновенно вызвала следующую ассоциацию: женился герой песни "Похороны". Позднее описанное в песне действо навело на мысль о "последней свадьбе" скифских князей. Также неплох 3-й вариант "Я расскажу тебе о том". На сей раз песня стала по настоящему русской народной. Впрочем, сравнивать варианты я не стал: каждый из них хорош по-своему. Различия лишь подчёркивают красоту песни, позволяя взглянуть на неё по новому, понять её разносторонность. Вывод: Ваша новая пластинка представляет собой 49 минут отличного печального русского народного рока и выполнена в полном соответствии с давней традицией Р&Та постоянно поражать и удивлять слушателя. P.S. Сию эпистолярию следует рассматривать как мою личную оценку пластинки Р&Та "Женитьба", а никоим образом не рецензию на неё. За сим всё. С уважением Андрей Р., г. Новомичуринск Рязанской области

    © Андрей Р., г. Новомичуринск Рязанской области., 14 апреля 2005
  • О нашем проекте Рада & Терновник / Ясный день пресс-релиз

    В 2000-м году Рада, солистка и лидер московской группы "Рада & Терновник" посетила семинар "Психотерапия в русском фольклоре". Вел занятия Дмитрий Фокин, пятнадцать лет проработавший в ансамбле Дм. Покровского. На занятиях учили петь специфическим фолковым голосом, с пронзительным обертоном; показывали видео записи, прослушивали уникальные экспедиционные записи фольклористов. Лично для Рады, психотерапия заключалась в открытии того, насколько "матрешечный" фолк не имеет ничего общего с подлинной культурой русского народа.Мелодика многих композиций "Рады & Терновник" оказалась один в один - народные песни; темы русских песен, с их обращением к Солнцу и Небу, Морю и Месяцу явно пересекались с Радиными стихами. Рада понимает, что большинство ее песен, не вписывающихся в традиционную рок-культуру, это воссозданные из архаичной памяти русские народные мелодии. Творчество группы оказалось далеким от рок-н-ролла и от "матрешечного" фолка, но абсолютно близким аутентичной народной традиции. Оказалось, что большинство мелодий близко к северной русской традиции. Более того, сама тематика текстов, образность их, близка народной. Так, "Я пойду по тропе" почти точно повторила древний миф о происхождении Земли, изложенный в народной песне "Под Киевом, под Черниговым", а колыбельная "Солнце за Луной" оказалась сходна народным колыбельным песням. На следующий год уже вся группа посещает занятия Дм. Фокина, обучаясь обертонному фольклорному звукоизвлечению. В 2002-2003 годах Рада пишет целый цикл композиций, в которых явно слышна русская мелодика, в текстах преобладает образный ряд, перекочевавший из заклинаний и обрядовых песен. Определяется идея нового цикла - это архаичное сознание преломленное через восприятие современного человека. Изысканный стык философской лирики и древних образов, оперного бельканто и фольклорного пронзительного вокала, жестких ритмов и печально психоделических гитарных тем. В своих вокальных импровизациях Рада шаманит, кричит птицей, резко вторгаясь в привычный мир слушателя. К своему удивлению, Рада обнаруживает, что ее постановка голоса, в традициях итальянской оперной школы, гармонично дополняет специфический фолковый вокал. Теперь, в одной песне "уживаются" высокие колоратурные ноты и пронзительный фольклорный обертон. Рада вспоминает свое филологическое образование и уже по-новому перечитывает книги, посвященные русскому фольклору, изучая метафорический образный мир русских песен и заклинаний. Итогом стал ряд песен, воссоздающий современным языком древнеславянское мировосприятие. Некоторые строчки из заговоров, образы, перекочевали в Радины песни. "Закружилась земля" - переложение хороводного танца "Плетень", "Кукушка" - поэтический пересказ русских заговоров. Музыканты начали подпевать Раде, создавая народное многоголосие. Рада усиленно слушает фольклорные экспедиционные записи, изучая северную традицию. В 2002-м году группа принимает участие в фестивале ЭТНО-ЛАЙФ (Москва). "Мы не делаем того, что несвойственно современному человеку - никакой клоунады! Мы не рядимся в кокошники, не хватаемся за балалайки и гармошки, не выплясываем вприсядку. Мы просто "вытаскиваем" из нашего сознания некий архаичный пласт образов и звуков, то, что есть в душе русского человека и, до сих пор, не забито еще штампами масс-медиа, представляющего русскую песню, как невнятные какие-то топотушки и бессмысленные песни про березки и рябинки. Солнце, луна, мир, радость, свет - эти древние и ясные слова - наши. Наша музыка дает людям силу, энергию, надо только не бояться и отпустить себя, полететь..." - говорит Рада о новой программе. На концертах группы слушатели отмечают мощное эмоциональное воздействие музыки "РАДА & ТЕРНОВНИК". Группа считает, что возвращает музыке ее исконно священную роль в обществе. Коллектив много и успешно концертирует не только в Москве, но и по всей России. Во Франции альбомы группы издает фирма PRIKOSNOVENIE, позиционируя коллектив как "русский дарк-фолк". Музыка "РАДА & ТЕРНОВНИК" постоянно звучит в фолк-шоу на РАДИО АНТВЕРПЕН, а также на радио-фолк-шоу в Польше. В России, РАДА & ТЕРНОВНИК были участниками ток-шоу Дм. Диброва, А. Троицкого, Дм. Широкова, участвовали в радио программах на радио России, "Эхе Москвы", в популярной программе "Москва-река ЭТНО" ("Серебряный дождь"), в программе "Арба семи муз" Назима Надирова, в телевизионной программе "Детали утром" (СТС). В 2004-м году группа выпускает новый диск БЕССОННИЦА и начинает репетировать новую программу, включающую ряд песен, написанных Радой на народные мелодии, с использованием основных мотивов определенных жанров русских песен. Среди них - "Женитьба", "А не быть ветрам - да повеяли", "Душенька". В Москве "РАДА & ТЕРНОВНИК" часто выступают в Центральном Доме Художника, в клубах ВЕРМЕЛЬ, ЗАПАСНИК, участвуют в совместных концертах вместе с фолковым проектом "Калитку прикрой", Инной Желанной, "Мельницей". В 2004 году Рада провела фестиваль "Ритуальная музыка 21 века", основная идея которого была сформулирована следующим образом :"Традиция живет ВНУТРИ нас, наша память хранит ощущение единого мира, в котором музыка священна, мира, в котором музыка может разговаривать с Небом, а основные коренные вещи - любовь и смерть, рождение и угасание, солнце и луна, снег и слеза - едины. Мы не "используем" традицию, мы становимся ее недостающим звеном, развиваем ее. Традиция, фолклорная песня не исчезла, она жива, но это не музейные экспонаты - это живое непосредственное знание". В 2003-2004 годах музыка группы звучит на ведущих фольклорных радиостанциях Польши и Голландии, Рада принимает участие в фестивале "Этнолайф", группа гастролирует по России и Украине.