ВСЕ ВОПРОСЫ ПО организации концерта "Рада и Терновник" ВЫ МОЖЕТЕ ЗАДАТЬ ПО АДРЕСУ Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Отзывы и рецензии

  • Саламандра

    Рада & Терновник", с бесконечными готическими завитушками радиных вокализов, элегантно упрятанной в микс гитарой и настойчиво пробивающейся, авангардной, местами почти нойзовой перкуссией - была и остается (возможно) лучшей и, в любом случае, - одной из самых своеобразных групп русской независимой музыки. Слово "независимой" употреблено здесь в самом сильном значении - Рада не имеет отношения не только к византийствующим, вызывающе красочным полукриминальным структурам русского попа, но и к куда более ординарным, посредственным и бесцветным "альтернативщикам", процветающим на иждивении у "Нашего Радио'. Отчасти, это и понятно: музыка Рады, за больше чем декаду существования группы, остается такой же текучей, причудливой и по-женски непредсказуемой, как и в 1991 году.

    За первые 5 лет существования группы, были опубликованы, кажется, всего две большие статьи о "Раде & Терновнике": интервью в порнографической газете "Еще" и в желто-голубом "Московском Комсомольце". И там и там рассказывалось об эротике, андрогинности и других аспектах полового вопроса, в применении к творчеству Рады.

    Музыка "Рады & Терновника", действительно, заряжена весьма и весьма эротично. Не в том смысле, что солист, как это случается с другими коллективами, сопит, стонет и тяжело дышит в микрофон, а выкрашенные ядовитым пергидролем с завитыми кудряшками гитарист с басистом имитируют половое сношение; но сама динамика, композиция и даже запредельная голосовая эквилибристика Рады - апеллируют к самым непосредственным, базовым, телесным функциям организма. К любви, к дыханию, к смерти.

    Первый альбом группы назывался "Графика"; записанный в 1991 году, этот диск являл собой своего рода фокус, абсолют наступавшей на территории бывшей России полярной ночи. Мир "Графики" не просто богооставлен; он оставлен всеми богами, добрыми и злыми - кроме чисто географических знаков, идолов, демонов и гениев места. Гордо заявленная ("аристократы окраин") маргинальность не оставляет слушателю никакого выхода, никакой (ни позитивной, ни негативной) иерархии и никакого порядка. Действительно, "Графика" (несмотря на хорошо выстроенный звук и композицию) - один из самых хаотических и радикальных в абсолютной непредсказуемости альбомов советского, да и пост-советского рока. Ни о каких рамках жанра или стиля речи не возникает; неудивительно, что альбом этот благополучно проигнорировали все до единого рок-журналисты и бытописатели андерграунда. Протеическая и бесформенная музыка "Графики" не поддается рациональному объяснению; единственно содержательная рецензия ( "Пойдешь за реку..." Саши Шермана) являет собой коллаж, нарезанный из текстов Рады.

    1990-е и до сих пор "Рада & Терновник" провели как концертная группа. Выпущенные в это время альбомы порой являют собой не слишком удачные попытки воссоздать в студии концертное звучание. Лишенные магической концертной харизмы Рады, эти диски сваливаются - местами - то в ритм-н-блюз то чуть ли не в хард-рок. Психоделичность "Графики" на месте, но от хаоса и непредсказуемости звуковой не остается практически ничего. Плоский, форсированно выстроенный студийный звук не дает никакого представления о самых магических концертных моментах - моментах неразрешенности, импровизации и вдохновенного хаоса.

    Последний диск Рады здесь занимает совершенно особое место. Если звук более ранних студийных альбомов выстраивался по канонам сов- и хард-рока, то на концертах группа звучала - давно уже - как инструмент для импровизации, психоделических и почти амбиентных гудений, этереальной вокальной эквилибристики. Короче, на концертах "Рада & Терновник" звучали, как будто сейчас 1990-е, а не 1970-е: как готическая группа, в духе неоклассики и апокалиптического фолька. "Саламандра" берет этот самый элемент неоклассики и выстраивает звук от него по новой; выстраивает его не вокруг вокала, а вокруг виолончели и фагота.

    Этот блестящий по идее и по исполнению проект принес результат, совершенно уникальный для русской сцены - великолепный по мелодике и по звуку готический нео-классицизм с этереальным вокалом куда уместнее на прилавке в каком-нибудь полуподпольном готическом магазине Берлина или Токио, чем по соседству с какими-нибудь Застарелыми Барабанщиками. Так и происходит, впрочем: Рада куда популярнее в Западной Европе, чем у нас.

    Надо сказать, что неоклассика у Рады получилась не без эксцессов - фагот, часто употреблявшийся мастерами барокко для комического эффекта, достигает прямо-таки монти-пайтоновских высот на великолепном мелодическом трэке "Помнишь, девушки плясали". Чуть ли не половина песен спродюсированы в соответствии с привычной "Раде & Терновнику" парадигмой - со звуком, тщательно, болезненно и абсурдно построенным вокруг одной вокальной партии. Этот подход звучит в окружении барочных готических песен довольно дико, причудливо и забавно.

    Юань Мэй рассказывает:

    Около озера Куньминху в Юньнани крестьяне копали землю и вырыли железную коробку, на которой были написаны непонятные заклинания; сбоку же шла надпись уставным почерком кайшу, которая гласила: "В первом году правления под девизом Чжи-чжэн Ян Чжэн-жень запечатал своей печатью". Не зная, что в этой коробке, крестьяне разбили ее мотыгами; внутри оказалась ящерица гекко величиной чуть побольше цуня; полуживая, она извивалась. Один мальчишка кинул ее в огонь, и в то же мгновение ящерица выросла до целого чжана, сердито встопорщила чешую, взвилась в воздух и исчезла.

    Тут же налетел вихрь, полил дождь, небо и земля окутались тьмой. Однорогий огненный дракон сражался в воздухе с двумя драконами; землю усыпал ледяной град, повредивший без счету жилища и урожай.

    Новый альбом Рады называется "Саламандра".

    © М. Вербицкий
  • РАДА & ТЕРНОВНИК Саламандра

    Московская группа РАДА & ТЕРНОВНИК существует уже больше десяти лет. Эта команда регулярно, практически каждый год приезжает в столицу российского рока и выступает в местных клубах. Главное действующее лицо в группе - Рада, она поет, сочиняет музыку и тексты. Мне хорошо запомнились предыдущие диски - "Холодные Времена", "Любовь Моя Печаль", "Русский Эпос" и другие. Альбом "Саламандра" является достойным, убедительным и качественным продолжением сделанного в прежние годы. Любителям тусовочного поп-рока, мрачного хард-рока и забойного хардкора пластинку эту слушать точно незачем, она их совсем ничем не порадует; сочинения Рады ориентированы на другую, более вдумчивую аудиторию. В ее проникновенном"вокале есть нечто мистическое или даже колдовское... "Ощущение Холода", "Я Пойду По Тропе", "Закружилась Земля", "Уходили, Когда Стемнело", "А Придет Пора" - камерные, грустные и достаточно невеселые по содержанию песни. Безусловно, они никогда не попадут в шумные и в понтовые чарты, в коммерческие хит-парады или на просторы модных и чрезмерно форматных радиостанций. Но разве это недостаток? Думаю, что нет. А вы как считаете?

  • Рада & Терновник, Саламандра, Ur-realist records

    На официальном сайте группы "Рада & Терновник" альбом "Саламандра" характеризуется как "психоделический нео-фолк с развернутыми импровизациями". На самом деле это псевдоэтнический акустический диск с обычной для Рады тематикой - медведями, травами-муравами, степями и звездами. Поскольку ни сама группа в целом, ни этот диск в частности на широкого слушателя не рассчитан, говорить о коммерческом успехе не приходится. Интересен он будет прежде всего тем, кто не считает, что русская песенная культура исчерпывается репертуаром группы "Золотое кольцо", и неисправимым романтикам, которым в этом веке неуютно и тянет в прошлое. Которое рисуется раздольным и целомудренным, суровым и прекрасным. Как и полагается прошлому.

    © Время МН, 07 ноября 2002
  • РАДА & ТЕРНОВНИК САЛАМАНДРА Ур-Реалист, 2002 (CD)

    Ещё один прорыв в никуда/в вечность. Причём можно услышать ещё на земле. В отличие от некоторых предыдущих альбомов, это - не самоповтор, а действительно колоссальный прорыв. Впервые в истории студийных работ "Терновника" не вызывает нареканий сведение. "Саламандра" - пожалуй, самая сложная, самая терновая музыкальная работа за всё время существования группы - выполнена исключительным образом. А стихи Рады - как всегда - бесподобны. Подобные студийные записи принято именовать "акустическим альбомом". Восемь музыкантов, одиннадцать инструментов - виолончель, фагот, табла, кахон (?), конги (?? - может, всё же бонги), некий джембе, которого "немного"... варган, шаманский бубен... В результате - достоверное впечатление симфонического (местами) или очень хорошего камерного (чаще) оркестра. Прославленные Радины вокализы не кидаются в уши бешеными псами/заливными соловьями, я их вообще не заметил. Если раньше слушал и думал: "Вот это голос! Вот это да!", то в "Саламандре" они настолько органичны, что их как что-то отдельное и не воспринимаешь вовсе. Вообще главное достоинство "Саламандры", по-моему, - достигнута предельная для Рады простота и ясность. Минимум "самобытности-экзотики". Удивительно гармоничный альбом. Первый у Рады, который можно с наслаждением слушать целиком и подолгу. Дебютный Радин альбом "Графика" (1992) произвёл неизгладимое впечатление: Гениально. Но очень тяжело. Чересчур самобытно-крышесносяще-психоделично. В дальнейшем это впечатление крепло: всё, безусловно, уникально и сверхталантливо, но часто за мозаикой не складывается, а рассыпается целое. Очень сильный, хотя не совсем ровный альбом "Холодные времена" (2000) - долгожданный шаг к высокой простоте и гармонии - несколько подпортило сведение, там с удовольствием слушались только отдельные песни. На сегодня "Саламандра" - безусловно, вершина Радиного студийного творчества. Шестнадцать песен, старая - только одна (Любовь моя Печаль). Ещё несколько песен издавалось полгода назад на концертном альбоме "Небесный город". Если Рада и останется недоступной для ушей, сердца и разума многих и многих, то - никак не по вине этого альбома. А.В.

    Если бы у Рады Анчевской и её группы "Терновник" не было долгого творческого пути, только что вышедший диск "Саламандра" можно было бы признать несомненной удачей. 16 медленных, грустных медитативных песен, хорошо сыгранных на акустических инструментах, типа: гитара, шаманский бубен, виолончель, фагот, табла, кахон, конги и немного джембе. Почти 60 минут музыки, которая погружает слушательницу (слушателя) в томное сладко-депрессивное состояние невозможности подняться с паласа (кровати, заднего сиденья автомобиля), в состояние на грани медитации и сна... В принципе, если не просто медитировать, а ещё догонять смысл, то в текстах Рады всё переполнено изощрёнными образами. "Всех Спящих храм", "Демоны ручные", "Серая кукушка с серебряным клювом"... Да, собственно, Саламандра - это же, в принципе, кто? По легенде она в огне не горит, в воде не тонет, верно? Значит. ведьмаческая какая-то ящерка, богиня огня. Во-вторых, после знаменитой карело-чапековской "Войны с саламандрами", Саламандра - это символ Абсолютного Врага, Абсолютного Другого, Чуждого. Но при этом, такого антропоморфного Другого. Это символ для обозначения таких качеств в неприятном, враждебном нам человеке, которые мы ни за что не хотим признать человеческими. Иными словами, Саламандра - это богиня-выродок, отверженная среди богов, гонимая с неба, женская ипостась Ангела-в-чьём-имени-свет... Тьфу, чур меня! По этой дороге можно зайти, воистину, очень далеко! Вся эта вышенафантазированная круговерть имела бы хоть какой-то смысл, если бы у Рады и "Терновника" не было богатой творческой биографии и мне приходилось бы доказывать, что альбом "Саламандра" - это безусловное достижение. К сожалению, это не так и рецензию придётся писать с самого начала. Прекрасный голос Рады, интересные аранжировки, отличная игра музыкантов принесены на альбоме "Саламандра" в жертву довольно вялой концепции. Фактически, пусть и на куда более высоком уровне, повторена чудовищная монотонность ископаемой "Графики". По сравнению с двумя предыдущими "номерными" релизами Рады и "Терновника", "Саламандра" - явное разочарование. Понятно, пластинка 2000 года "Холодные времена" была экстраординарным сборником хитов: "Холодные времена", "Солнце за луной", "Ты умрёшь в этом городе", "Полнолуние", "Ты будешь танцевать"... Но ведь и "Книга о жестокости женщин", не блиставшая столь ярко, всё же и не страдала таким грехом, как однообразие. Прослушивание "Саламандры", особенно вечером после работы, грозит оборваться глубоким здоровым сном. Только четыре песни выделяются из общего однообразного ряда. Это "В мышиной шкурке" (первая), "Помнишь, девушки плясали..." (шестая), "Обманы" (одиннадцатая) и "Песок" (последняя, шестнадцатая). Явно на своём месте при этом только "Помнишь, девушки плясали..." - первая попытка проснуться, тонущая в последующих позитивно-похоронных вибрациях. Замечательный по красоте романс"Обманы" упрятан в окружающую звуковую "перину" слишком надёжно для того, чтобы прозвучать как было бы ему должно. А небесно-высокого уровня "Холодных времён" или, если угодно, "трипхоповой" программы "Любовь моя печаль", достигает только одна восхитительно красивая песня "Песок", последняя на "Саламандре". Маловато для группы с такой творческой биографией.

    © Влад Тупикин, специально для РокмЬюзик.Ру
  • Из письма Sujata

    ... Уже разов, наверно, пять альбом слушал, а все мало, и вот закрадывается смутное подозрение, что сие есть самая мощная проделка РиТ за всю историю этого явления. По крайней мере, лично я после второго сеанса прослушивания со спокойной совестью вручил ему переходящий вымпел свего любимого альбома РиТ. А уж как я в свое время радовался "Холодным временам"... Первым делом, ясен пень, голос...Может, это меня так глючит, и оно было и раньше, в прежних изданиях, но вот кажется, именно на этом диске голос записался так, как оно и должно быть, очень живо. То есть, стало уже общим местом (в том числе и с твоей подачи, и я с этим охотно соглашался), что то сложно определимое, из-за чего, собственно, народ и слушает РиТ и что на физическом уровне проявляется прежде всего в голосе, уловить возможно только на концерте, а в записи - извиняйте... Так вот тут, кажись, оно получилось; то, что Хельги окрестил то ли внутренним, то ли невидимым светом, каким-то макаром смилостивилось и согласилось залезть внутрь лазерного диска. Это при том, что фирменных сверх-экспрессивных вокальных кусков по впечатлению меньше, чем обычно, а там, где есть, они все равно спеты вроде поспокойней, нежели это делается на концертах. Далее едем. Тут тов. Влад Тупикин, на рецензию которого я кидал ссылку в гостевуху, торжественно уверял читателей, что альбом монотонен сверх всякого приличия, прямо как "Графика" (ну, насчет монотонности последней вопрос, кстати, тоже спорный), без мягкой подушки хоть не садись слушать. Вот слушаю я его ( в смысле, альбом, а не Тупикина) и с каждым разом все меньше понимаю его (Тупикина, а не альбома) проблемы. Конечно, если малолетнего несмышленого панка усадить слушать классику, он на пятой секунде благополучно вывихнет себе челюсти. Или если утонченному как комариное жало эстету врубить ГО... Или я вот в первый раз слушал тов. Шанкара (который музыкант, а не который философ) с большим напрягом - музыка иной культуры с непривычки действительно кажется жутко тягомотной. Нужно некоторое время и терпение, чтобы распробовать. Но если человек рецензирует андеграундные альбомы, есть основание полагать, что его опыт прослушивания акустического рока превосходит, скажем, мой раз эдак на несколько порядков, и поэтому можно надеяться, звук виолончели и фагота не будет его автоматически усыплять. Что же мы имеем в рассматриваемом альбоме? Мы имеем следующее: даже те вещи, что хронически играются на концертах, на данном альбоме хоть и узнаются с первых тактов, воспринимаются очень свежо даже тов. Суджатой, который последнее время повадился эти концерты столь же хронически посещать. Особенно в этом смысле "Покойница" выделяется, даже и под конспиративным названием:). Что же касаемо до вещей, которые не издавались и не игрались (по крайней мере, на моей памяти), то уж каждая из них - совершенная неожиданность. Короче, в этой связи представляется, что тезис о монотонности "Саламандры" льет воду на мельницу наиболее реакционных кругов отечественной попсы; Тупикину не к лицу его озвучивать. О чем это я?.. Да, о совсем новых песнях... Так вот, каждая из них просто праздник жизни. В частности, "Уходили когда стемнело" по силе своего воздействия на уже упомянутого тов. Суджату напоминает времена, когда ему впервые попались "Где-то сказки были". Но та-то кассетка была вообще самой первой, а сейчас уж за плечами почитай три года... А уж таинственно-орнитологический "Песок" - это полный финиш. И не только в том смысле, что последняя вещь на альбоме. Вот, о голосе уже сказал - так и инструменты звучат соответственно, как-то очень сочно... То есть, на мой вкус, все одно к одному, очень в жилу. Есть, правда, и маа-алюсенький обломчик. Лицевая страница обложки. Как песик, объяснить толком, ЧТО там не в порядке, не могу, но потрохами чую: что-то в подборе костюма, в расположении фигуры дисгармонично. И это измученное выражение лица героини фотографии, с кротким укором глядящей в объектив, как бы говоря: "Ну долго я еще буду стоять в этом мешковатом балахоне, в котором только на эшафот водят, не пора ли заканчивать?"... Не сочетается обложка с приподнято-светлым ощущением от альбома. Нет, не такое фотоискусство нужно народу:). Такие вот впечатления... В общем, пожалуй, в первый раз за всю мою практику ожидаемый альбом с таким избытком перекрыл самые радужные ожидания. Так держать!

    © Sujata
  • Саламандра

    Послушала, наконец, Саламандру. Охренительно!

    © Оксана Чередниченко
  • СНЕЖНАЯ САЛАМАНДРА

    Новый альбом "Р&Т", при грамотном с ним обращении, взламывает границы сознания слушателя - исполняя тем самым задачу правильной музыки вообще. Когда-то, на заре времен, вся музыка была правильной, поэтому люди жили долго и счастливо и умирали в один день, но нынче... сами понимаете. Слушатели, желающие подвергать свое сознание экспериментам с непредсказуемыми последствиями, тоже что-то перевелись. Ни спроса, ни предложения, скучно жить на этом свете, господа. Вот потому-то мы ждали, ждали, ждали... Пока не дождались.
    Магическое путешествие души - тема-константа группы и Рады. Меняются карты, на которых начертан один и тот же маршрут. Специфика магической игры всегда предполагает деконструкцию мнимой действительности и созидание собственного мира из пустоты - Храм Всех Спящих явится в сумеречном небе тем, кто приглашен на встречу. Стороннему наблюдателю предоставляется шанс сделать шаг внутрь означенного пространства и поиграть с духами огня - или просто, закрыв глаза, открыть их уже в новой вселенной... Противоречия, не имеющие решения, тождество несовместимого, "труп, переплавленный в меч", как изящно выражались даосские алхимики - ключ к искусству миростроительства. Ключ этот побывал в руках у создателей "САЛАМАНДРЫ". В картинке можно жить. Добро пожаловать, дорогие гости.
    Рада и Терновники в своем 55-минутном полете раскрывают границы времени, пространства, культур. Для иных любителей это уже само по себе - источник сильных психоделических переживаний. Эпохи, традиции и символы, оказывается, говорят на одном языке. 
    Удивительно, но факт - культурно-историческая компонента альбома отнюдь не хаотична - скорее, она строго выверена. В её основе - соединение акцентированно-фольклорного материала с музыкальным решением, которое Раде угодно именовать "неоклассическим". Пусть так. Глубокая архаика, прямой текст индоевропейского язычества, славянский символический ряд - помещены в контекст зрелого (раннеренессансного?) европейского Средневековья. Между одним и другим - века, смена религий, геологические разломы истории. Нет христианской Европы без архаических корней, хотя, их признание никогда не было сильной стороной европейцев. Отсюда, почти полное непонимание церковной культурой тех, кто хранил память об этих корнях непосредственно. Отсюда и странные чувства самих "хранителей" по отношению к себе и к окружающему миру. Это тоже есть в САЛАМАНДРЕ.
    Фольклорные срезы, воспринятые Радой, большей частью отсылают к восточнославянским источникам. А музыкальные ассоциации нашей алхимической САЛАМАНДРЫ - вживляют русскую архаику, воспринимаемую недоумками как совокупность "матрёшек- балалаек" - в европейский контекст. Посему альбом от души порадует русских варягов, тамплиеров, подлинных ценителей немецкой классической музыки и иных друидов.

    Если КНИГА О ЖЕСТОКОСТИ ЖЕНЩИН создавала ассоциативный мост Русь-Индия, то САЛАМАНДРА - это Русь-Европа, дистиллированная до своих первооснов. До культурного кода.

    САЛАМАНДРА снова напомнит нам о Северном Возрождении (в отличие от итальянского не рвавшего связи со средневековой культурной матрицей). К нему уже отсылала гравюрка с ХОЛОДНЫХ ВРЕМЕН (правда, она 17 века, но и без нее ВРЕМЕНА вряд ли оставят равнодушными подлинных друзей Хиеронимуса Босха). Старый город, спящий под снегом ("Помнишь, девушки плясали") - это город островерхих черепичных крыш, зубчатых башен и больших часов с фигурками апостолов на фасаде ратуши. Место действия - где-то на берегах северных морей - Нидерланды, Фландрия, Бретань? Бургундия - была такая полусказочная страна...Предания прибрежных областей, где жили когда-то кельты, помнящие легенду о затонувшем городе, поглощенным морем за колдовские эксперименты его обитателей (а бретонцы даже помнят его название - Ис), но как бы не утонувшем, а перешедшем в "параллельную реальность" на дне морском. Причем, для его жителей как раз всё идет нормально, это мир по ту сторону - вверх ногами (Китеж?)... Кажется, такой город нам подойдет.
    В этом городе особый счет времени. Там "сотый день зимы" календарно-реален - это восьмое февраля. По традиционному календарю северных народов Европы зима начиналась 1 ноября - в Самайн, ночь мертвых.Февраль - месяц воскрешения света, Масленица-Имбол, но зима и не думает уходить. Оказывается, годовой круг - основа миропорядка - ничего не гарантировал нордическим предкам. Весна может вообще не наступить. Запросто.
    Альбом обращен к двум стихийным первоначалам германо-скандинавской мифологии - льду и огню, взаимодействие которых создает мир. Лёд доминирует в текстах - духи огня скользят между строк, лишь в пронзительно-бредовом воспоминании становясь зримыми. Нескончаемая зима, снег, навсегда холодная земля и обреченные поиски "земли теплой". Саламандра является в морозном узоре на заиндевелых окнах.
    Фольклорные мотивы в творчестве Рады предоставляют уникальную возможность увидеть как все было на самом деле. Это не стилизация, а взгляд человека, для которого нити архаичного мировоззрения - внутренняя реальность. Заклинания и мифологемы здесь дышат, пульсируя неожиданными, сугубо личными комментариями.( Любителей преданий не удивить встречей со скачущими в небе грозовыми конями - но кто бы мог вообразить,что, при определенных обстоятельствах, они "предательски смеются"???) Поэтому, "Саламандру", как и ряд других дисков Р&Т, следует считать не изысканием на фольклорно-мифологические темы - но первоисточником по ним. Именно в таком качестве эти песни следует изучать фольклористам, историкам и другому подобному народу.
    .
    Шестнадцать треков альбома - карта волшебных скитаний. А я делаю на этой карте заметки и записи на память (типа: "Одноглазый Флинт говорил, что сундук зарыт в трех шагах на восход солнца от старого дуба" - обратите внимание, вполне архетипическая формула). Может, кому и пригодится в странствиях.

    "В мышиной шкурке".
    Обернуться во сне мышкой-норушкой - что может быть проще и занимательнее. Весьма популярный мотив в фолклоре о магическом сновидении. Вспомним здесь еще мышку, которая бежала по небу... ("Потемнело") Поиск кладов - излюбленное дело волхователей-неофитов. Клад - это не просто куча денег... Золото зарывалось в землю (на вечные времена) как аккумуляция личной силы, как энергетический трамплин (куда-то) - обретший его получал магический дар... "Изящная по мелодии" (Рада) зарисовка на полях сна, пока просто увлекательное приключение, чувство легкости и свободы с привкусом печали, нормальное в этих обстоятельствах. Серьезно - это движение противосолонь, "с легким сердцем" (угу, угу) ... из чего вполне уже следует, что по простому-по хорошему дело не кончится. А мир, еще промежуточный - московское метро ( а впрочем, в бывшей Бургундии оно наверное тоже есть) чередуется с видениями, пока еще не явлена необходимость лезть "в чужую кожу" - мы просто смотрим, интересно же... Легкий пролог между землей и небом.

    "На перекрестьи трех дорог".
    На перекрестках всегда вершились колдовские обряды. В древности - это почитаемые священные места, в средневековье их репутация недобрая, но интригующая ( там могли быть "ведьмы", которых тогда боялись как нынче "террористов"). Представления эти сложились во времена, когда дорог было мало (континент наш покрывали леса), и пролагались они, возможно, с учетом тонкоэнергетических эффектов; в этом случае, перекресток с высокой долей вероятности оказывался местом силы. Перекрестье стихий, в которое превращается перекресток в ритуальном действии: центр мандалы, знак креста, полюс свастики. Четырех стихий - и тогда "на перекрестьи" пятый первоэлемент - квинтэссенция сущего - точка Бога - все просто. Но просто, по-людски, мы никак не можем. Стихии у нас три. Знак - трискель, трехлучевая свастика, особо популярная в кельтской традиции. Глаз дракона... Оставляю слушателю самому догадываться, какая стихия выводится за скобки и почему. Я не знаю... В конце концов, символика пригодна к практическому использованию, только когда смысл ее явлен медитативно, так что ищущим откроется...

    "Завертелась земля".
    Рада объясняла про "ощущение водоворота, спирали, в которую попадаешь, когда начинаешь петь". Всё правильно. Спираль, в индоевропейской традиции, известный и популярный символ, славящийся сильным эффектом смещения границ сознания, но это еще цветочки... Песня отсылает в такую даль времен, что обратной дороги оттуда просто нет. К культуре каменных лабиринтов европейского Севера, исполнявшихся в виде спирали. Пройти этим лабиринтом когда-то, возможно, значило - закрутить миры - и выйти на другом берегу вселенского водоворота. Впрочем, о подробностях спросить некого - лабиринты строили в третьем-втором тысячелетиях до Р.Х., культура безусловно доарийская, и совершенно неотождествляемая археологами. Это северная Россия, Скандинавия, побережье Франции и Британские острова, а у тамошних ирландцев на всё один ответ - "Туата де Данан"╩, иначе - эльфы... Итак - всё очень всерьез. Мы учимся крутить мир. Магия земли.

    "Кукушка". 
    "Ясень я знаю по имени Иггдрасиль, древо, омытое влагою мутною, росы с него на долы нисходят, над источником Судеб зеленеет он вечно...". Скитание по его ветвям, где миры словно шарики на новогодней елке - участь, от которой "никуда не деться". Вёльвы - скандинавские прорицательницы - созерцали Дерево в измененном состоянии сознания, которые они вызывали своим пением. И был у них дух-проводник, называемый "фюльгья" - спутница. Дух-зверь, дух-птичка - придет именно та спутница, что вам подходит. Кукушка в европейской фолклорной традиции оплакивает всех умерших. С нею можно передать весточку на тот свет. В России крестили кукушек в весенних поминальных обрядах... А Дерево, между прочим, тоже знает боль - листву и кору его объедают небесные олени, а корни в преисподней точит дракон, оно совсем не вечно... По достоверности воспроизведения архетипа песенка совершенно беспрецедентная.

    "Все берлоги обойду".
    Подлинная история сестрицы Аленушки и братца Иванушки глазами персонажа. Сказку все читали, да разве кто побывал в аленушкиной коже? А вот, оказывается, можно, если очень захочешь. Вся песня - чистая декларация магического намерения, заклинание собственного пути. Содержит конкретные и ценные технологические указания по исполнению поставленной задачи - будьте внимательны, может пригодиться... Есть ещё параллельный "бродячий" сказочный сюжет, типа "красавица и чудовище". Там тоже девушка отправляется за тридевять земель (на Луну, между прочим, подумайте над цифрой; в царство мертвых) вызволять друга. А еще и история про Орфея, на самом деле, о том же. Да и на перекрестьи дорог мы тоже кого-то искали.

    "Помнишь, девушки плясали"
    Важная для понимания альбома песня, ибо объясняет, как собственно "мы" попали сюда, в этот пост(?)-средневековый заснеженный город. Начальные строфы это чистая архаика - сумеречно-огненная (редкий случай на диске) картинка из мира тотального мифа. Мир, где умы потухают в ритуальном танце, и нет ничего, кроме огненной энергии. Воспоминание о пра-реальности, пра-родине мотивов, которыми пронизан весь диск. "Помнишь" - здесь ключевое слово. Очевидно, вечный танец в нашей мистической Гиперборее закончился (камень расколося; род гэлов будет править там, где Фаль, священный камень ирландских королей, но ныне он, обтёсанный и укрощенный, в Вестминстере, и явно бездействует). Море в мифологии - всегда дорога в Иной Мир, граница небытия, по ту его сторону никакая не Америка (нет там никакой Америки!) - яблочные острова Заокраинного Запада, земля-без-смерти (она же - "тот свет"). Полет над морем - падение из бесконечного сна в... короче, сюда - круговращение сторон света - творение данного, конкретного мира, где нам теперь жить с навсегда перепутанными горем и счастьем (вот кони-то и смеются, и рвется пряжа норн). Круг затворился. В обыденном и самом что-ни-на-есть сакральном смысле, это значит ровно одно и то же. Ловушка. "Нам" осталась только молитва демонов.

    "А куда же ты идешь".
    Всё-таки это называется "Покойница", уж как хотите. Рада любит трактовать сюжет аллегорически, но это не наш метод. Мифологическое сознание не знает никаких аллегорий, всё буквально. Европейский, как и прочий, фолклор преисполнен историями и о живых покойниках, и о людях, "заживо" (?) потерявших вполне конкретно-осязаемую душу . Современному человеку проще воспринимать такие сюжеты отстраненно-символическим образом, но магическая польза вам, товарищи, будет, если научитесь видеть это так, как подразумевалось когда-то. Виделось теми, кто больше нас с вами в некоторых вещах понимал.

    "Ошущение холода". 
    Добро пожаловать в Нифльхейм, мир вечного льда, один из 9 параллельных миров германской традиции, страну хримтурсов - "инеистых великанов", за северным краем земли. Реальность, где стихия холода абсолютна... Когда-то давно Небесная корова вылизала шершавым языком первого человека из глыбы соленого льда, за что ее с тех пор и уважают арийцы. Вот куда привело нас блуждание по ветвям мирового Дерева. Магическое странствие против солнца. Вселенная разлагается на первоэлементы, редукция к началу... А то еще сказка про Снегурку - девушку, жизнь которой принадлежала одному лишь первоэлементу... Почему-то все её понимают как такую назидательную историю как "низзя-жить-без-любви", а там всё не назидательно, а печально на самом деле.

    Следующие три песни предоставляют слушателю уникальную возможность почувствовать течение жизни кожей тех, кто может рассказать нечто достоверное про путешествия в мышиных шкурках. Полуночная тоска всегда с ними, и ее не заклясть, несмотря на все специальные навыки - остается только просить, "ну уйди по-доброму, ну что тебе стоит!" - но, кажется, без особой надежды ("Не буди меня"). А заклинание на любовь оборачивается предзнаменованием смерти ("Любовь моя печаль"). Больше нет стен, не к чему прислониться плечом, мир навсегда потерял твердость мнимой, но спасительной достоверности. Ткань бытия плавится, струится дымом обманов, выжигающих в кровь руки и сердце ("Обманы"). Так теперь и живите, сами напросились, никто не звал. Настоятельно рекомендуется читателям ньюэйджевской литературы и завсегдатаям платных, но недорогих эзотерических тренингов - для расширения кругозора. Типа, как "это" есть на самом деле. Впрочем, упомянутым читателям и завсегдатаям это" скорее всего не грозит.

    "А придет пора". 
    Жаль , что товарищи не поют хором, как на концерте. Понятно, что в САЛАМАНДРЕ это было бы неуместно, но нужно будет еще когда-нибудь записать студийную версию с хоровым пением.

    "Уходили когда стемнело".
    Ну да, камень и был богом. Для неоднократно поминавшегося мифологического сознания здесь нет ничего странного, а для нас... Но это - уже исход. Из замкнутого круга, куда мы некогда попали. Круг, очевидно, неразмыкаем - поэтому, по лестнице в небо, за отсутствием других дорог. Окаменевшие боги оживают. Дело, очевидно, идет к развязке.

    "А не что-то...".
    Развязка. Картина магической инициации в полном объеме. Всё исчезло. Туманы - граница Иного мира. Прошедший по тропинке сквозь туманные горы выпадает из мира людей, ибо возвращается мертвым. Моментальный снимок момента перехода. "Летел орёл из-за Хвалынского моря, разбросал кремни и кремницы по крутым берегам, кинул громову стрелу во сыру землю...". На той стороне "мы" приручим сказочную грозовую птицу.

    "Я пойду по тропе".
    Миф о происхождении мира из тела человека, да, он самый. Рада, как известно, написала песню, в точности соответствующую фолклорным текстам, при этом не догадываясь об их существовании (можете считать это излишним доказательством правдивости всего вышеизложенного). Первоисточники указывают на гибель героини. Жертвоприношение. Прошедший сквозь инициатическую смерть персонаж приносит себя в жертву, оживляя мир. Смертию смерть поправ...

    "Песок".
    Путь завершен. Магическая акция воскрешения мира исполнена. "Но в начале одно, а в конце - все равно..." - так это выглядело из точки старта. Теперь можно сравнить ожидания с результатом. Круг разомкнут. Город открыт Бесконечности и крылышки синицы имеют над ним власть. Кажется, мы попали-таки в любимое Радой "эпическое видение мира просто как он есть" - "без слез и прихихикиваний" (Рада), без ненужных уже комментариев. Дальше магии уже нет места. Дальше только

    дальше диск заканчивается.

    Круг мыслей, на которых основаны наши интерпретации "Саламандры", когда-то был предметом тайного знания. Это было давно, на заре времен, когда вся музыка была правильной. А всё знание тайным, потому что тайной был мир. Нет ничего тайного, что не стало бы явным. Вот и музыку " Рады & Терновника" нынче можно слушать, заплатив 50 рублей за вход на концерт. Примерно, два раза в месяц. Это, конечно, в Москве, ну а в Краснотурьинске всем следует покупать диски. И побольше, побольше.


    C O D A Н.Гумилев, "Средневековье". 1915 г.

    Прошел патруль, стуча мечами 
    Дурной монах прокрался к милой.
    Над островерхими домами
    Неведомое опочило.

    Но мы спокойны, мы поспорим
    Со стражами господня гнева,
    И пахнет звездами и морем
    Твой плащ широкий, Женевьева.

    Ты помнишь ли, как перед нами
    Встал храм, чернеющий во мраке,
    Над сумрачными алтарями
    Горели огненные знаки.

    Торжественный, гранитнокрылый, 
    Он охранял наш город сонный,
    В нем пели молоты и пилы,
    В ночи работали масоны.

    Слова их скупы и случайны,
    Но взоры ясны и упрямы.
    Им древние открыты тайны,
    Как строить каменные храмы.

    Поцеловав порог узорный,
    Свершив коленопреклоненье,
    Мы попросили так покорно
    Тебе и мне благословенья.

    Великий Мастер с нивелиром
    Стоял средь грохота и гула
    И прошептал: "Идите с миром,
    Мы побеждаем Вельзевула".

    Пока они живут на свете,
    Творят закон святого сева,
    Мы смело можем быть как дети,
    Любить друг друга, Женевьева.

    © Хельги Змеиный Язык, 07 августа 2002
  • Саламандра

    Саламандра - дух стихии огня. В огне не горит, в воде тонет, в земле - болеет. К воздуху саламандры адаптируются неплохо. Но, если вы будете их содержать только в стихии воздуха - долго им не жить. Всё дело в том, что саламандры нуждаются в тепле и лёгкости собственного своего бытия. Лёгкость никогда не бывает для саламандр излишней и, уж тем более - невыносимой. 
    Когда кто-то из этих "огнеалей", как их иногда называют, сказывается в нашем измерении пяти стихий, они ощущают себя стиснутыми условиями нашего бытия и часто подолгу жалуются на печаль и холод. Обычно жалуются они с большим энтузиазмом, свойственным для представителей огненной стихии. На обычный человеческий взгляд они, пожалуй, не слишком добры, даже - злы. Жалуются они так же агрессивно, но эта агрессивность вызвана только одним - слабостью и боязнью не быть услышаными. Однако, быть услышанными для них = вернуться в свой родной мир. Что, как правило - увы - невозможно. И это только прибавляет их жалобам настойчивости.
    Саламандры - существа обычно радостные в своём собственном состоянии, у нас обычно бывают несчастны.

    Ещё одной особенностью саламандр является то, что, как и все стихиали (водинтали - ундины, каментали - тролли, древентали - дриады, лединтали, которым нет имени и др.) они - существа магические. Магические существа находятся в других, непривычных для человека, отношениях с миром. Они могут направлять нити судьбы и ситуаций, кажущихся человеку случайными. Однако - это реальная власть и она является их даром и их проклятием. Если стихии довольны и радостны - они могут творить добро и приносить радость людям и другим существам, растениям и животным. Но, как правило, в нашем мире они вынуждены бороться за выживание. Эта отчаянная борьба приводит к тому, что их магический дар, вся их магическая природа, чаще всего показывается нам с другой стороны. 
    Люди бояться стихиалей и правильно делают, ибо дар их чаще всего порождает проклятия. 
    Пепел, пепел, пепел... Вот что приносит радостный дух огня в мир людей. И это только усугубляет его пронзительную печаль.

    Почему я пишу об этом? 
    Ведь Раду обычно не принято считать не-человеком, тем более - стихиалью? Наверное музыкой навеяло...
    .......................................................................................................

    Астрологический анализ натальной карты показывает, что Рада не является артистом в традиционном смысле этого слова. Она поёт о себе и поёт себя. Это эгоистично и эгоцентрично, как это бывает у артистов. Но тут всё сходство и заканчивается. Дом творчества, обычно сильный у всех артистов, - фатально пуст. Солнце, обычно сильное у всех артистов - слабое поражённое и больное Солнце. Меркурий, который дарует дар слова - и тот, как это ни удивительно, поражённый и слабый. Даже Марс, планета, которая должна давать так любимый поклонниками Её творчества, "пауэр", и то - поражённый Марс. Слабый и поражённый. Как же так?! 
    Уран, планета, пророческая и звезда астрологов - на куспиде первого дома, на асцинденте. 
    С такой расстановкой планет - нечего делать на сцене, да и вообще - современном мире. Это позиция Оракула, Медиума, Вещуньи. Но, в наши дни, когда слово "артист" означает почти шута, когда слово "Оракул" - становится названием дрянной газеты, когда дар медиума на всех сайтах путают с банальной шизофренией... 
    В наши дни иного места нет, теперь стихиали (стихи, аль?) вынуждены выходить на сцену. 
    О чём же поёт саламандра? Солнце, распятое в натальной карте между жёсткими шипами социальной реальности (Сатурн), даром невысказуемого слова (Меркурий) и скудным запасом жизненных сил (Юпитер), начинает биться в клетке, выхода из которой нет. Нет и не может быть. И, чем сильнее бьётся, тем глубже вонзаются шипы, вынуждая искать выходы за пределами этого мира, выходы из этого мира. Такой ритуал был у индейцев, когда испытуемого подвешивали на крючьях, вонзённых под кожу и выживший после дня такого испытания обретал мистический дар выхода за пределы этого мира. Такой ритуал прошёл и северный бог Один, пронзив себя копьём и подвесив к мировому ясеню Иггдрассилю. Он также обрёл мистический дар и получил магические знаки - руны, которые использовались человечеством для колдовства и для письменности.
    Выход за пределы мира возможен - но это путь через реку смерти. Вернувшийся оттуда - не вполне остаётся живым. Но может воскрешать, проклинать и убивать. 
    В исследуемой мною натальной карте мистический мост от пророческого Урана пролегает к сновидческой Луне и безграничным глубинам туманного Нептуна. Слова, рождающиеся таким образом, не предмет творчества, ибо они не имеют автора. Скорее, это - речения оракула, заклинания ведьмы, голоса духов и шёпоты мёртвых. Странно, в высшей степени странно - положить это на музыку. 
    Опасно слушать такие песни - они могут быть проклятием и заклинанием, которое перенесёт вас в другой мир, из которого своими силами вы уже не выберетесь. Они могут быть заклинанием, которое вы не сможете отменить - и вряд ли спасут вас после этого объявления в газете "Оракул". 
    Если же вы слушаете голоса стихий - то, видимо, и вы, Читающие эти строки, не совсем люди. И, быть может, самые обычные слова могут иметь для вас не самый обычный смысл. Сказав "божия коровка, полети на небо" - вы сможете послать вестника за пределы нашего скудного мира. И, быть может, ваши демоны ручные действительно будут молиться за вас по ночам.

    © Евгений Дубровский
  • из письма Саши Беляева

    привет, рада. вчера я посетил ваш концерт в цэдэха, и вот, пишу тебе письмо (вместо того, чтобы писать рецензию - но места нет). что можно сказать об данном концерте, кроме того, что автора сего письма переполняют, милостивые государи, положительные эмоции, что с нами, критиками, случается, хе-хе, отнюдь не так часто, как хотелось бы? так вот, странным в прошедшем концерте - а коллектив рада и терновник представлял новую программу - было то, что я, пожалуй, ни разу за весь концерт не заскучал, что обычно со мной случается на концерте моих знакомых. больше всего меня, конечно, подкупило обилие этнических музыкальных инструментов на сцене. причем, что радостно - инструменты эти не самодовлеющи, используются не ради, как говориться, "красного саундца", хе-хе, а вполне оправданы композиционнно и тематически. кстати, композиции ансамбля идеально "сделаны", не побоюсь этого слова, которое кому-то может показаться и грубым, но зря. когда я говорю "сделаны" - это значит, что содержание (музыкальная идея) обрели наиболее ясное, четкое и точное выражение в форме (аранжировка), отличающейся лаконизмом без лишних! наслоений, напластований и прочей мишуры, подчас выдаваемой за "содержание" некоторыми шибко ушлыми остапбэндэрами от культуры. в начале 90-х, когда только-только образовалась группа, мне попался их дебютный альбом "графика", поразивший меня - в то время юного студента экономического вуза - каким-то неподдлельным шаманизмом, я бы даже сказал - вудуизмом. сейчас все не так, точнее - не совсем так. стиль новой работы "саламандра", как его определяют сами музыканты - "неоклассика". и действительно, в этой музыке слышны отголоски барокко, классицизма, урбанизма (вплоть до цитат из мориса равеля). сами песни трудно назвать песнями из-за отсутствия куплетно-припевной формы (кстати, заимствованной нами из европы; исконно русская песнь - это такой плачь без куплетов и припевов). скорее, это - музыкально-поэтические композиции. и, конечно - самое главное я оставил на закуску - нельзя не сказать о восхищающем видавшего виды критика вокале самой рады. она, короче, поет еще лучше чем когда-либо: такие верха, блин, рехнесся!!! два часа отпела - и хоть бы хны!!! ну супер! мне очень понравилось!

    © Ваш Беляев
  • РАДА И "ТЕРНОВНИК" в ЦДХ

    Презентация нового диска Рады и "Терновника" на сцене Центрального дома художника, что на Крымском валу, была проведена в нарушение канонов рок-музыкальных презентацией, но зато с обращением к другим традициям, скорее театральным. Обычно ведь как? Группа зовёт гостей, гости произносят со сцены малоостроумные поздравительные слова, вручаются какие-то дикие букеты в попсовой блестящей упаковке с рюшечками, кто-нибудь из гостей обязательно поёт, не дай бог - ещё и специально сочинённые по случаю "частушки", натужно шутит какой-нибудь мудацкий ведущий, "артист оригинального жанра"... Короче, всей вот этой вот шняги на презентации "Саламандры" не было. Было: группа в составе (слева направо): Елизавета Наливайко, виолончель, Владимир Анчевский, гитара, Пётр Бугрименко, фагот, Александр Виажский, кахон, барабаны, Екатерина Орлова, безладовый бас, Кирилл Россолимо, табла и прочий перкашн - удачно расселась на всём пространстве большой сцены ЦДХ (все были на виду, никто никого не загораживал) и заиграла медленную медитативную музыку. Свет уже выключен, но в зал всё равно массово просачиваются опоздавшие (корреспонденты РокмЬюзик.Ру успели занять места в первом ряду буквально в последнюю секунду). Задником - большой экран, на который проецируется видеоизображение того, что происходит на сцене - для дальних рядов и для большего визуального кайфа. Изображение подредактировано с помощью примочки, разлагающей полутона на чистые цветовые составляющие - в фотографии это называлось бы псевдосоляризацией, движение также разбито на отдельные пошаговые стадии, благодаря всему этому эффект колдовства, исходящий от музыки, голоса и всего облика Рады и её музыкантов, многократно усиливается. Сама Рада Анчевская появляется минут через пять, с распущенными волосами, в длинной юбке блестящей "подкладочной" ткани, цвет которой я не могу определить из-за многоцветных подсветок на сцене и собственного слишком индивидуального цветовосприятия, - и атмосфера сразу меняется. От тихой медитации не остаётся и следа, Рада точно занимает место в центре зрительского/слушательского восприятия, она беспокоит, тревожит, если угодно, нервирует (горячие поклонники, возможно, предпочтут глагол "завораживает") даже если поёт тихо и плавно. Теперь все 200-250 человек, что расселись а амфитеатре зала ЦДХ, подчинили пульсации своего мозга этим змееобразным движениям рук, этим ведьмовским модуляциям голоса, этим причудливым, сотканным вручную, без помощи микросхем, звукам музыки, этой пляске изображения и цвета на экране, поделённой на чётко разграниченные краткие отрезки... И так будет продолжаться без малого два часа - многие ли группы на нашей сцене спосбны удерживать внимание публики так долго без антракта? Думаю, пальцев двух рук для подобных подсчётов хватит, да ещё и с остатком. Мы сидим на первом ряду - наш фотограф Светлана Беликова (она дала мне классную книгу почитать, про любовь, - спасибо тебе большое, Света!), я - политический журналист, работающий на музыкальном сайте и мой друг Ник, литературовед, занимавшийся интертекстом в поэзии русского рока, а ныне работающий редактором политических новостей на другом известном сайте. Мы сидим и втыкаем. И время от времени, в кратких перерывах на аплодисменты, переговариваемся. Переговариваться прямо во время песен, как это обычно бывает на всех рок-концертах, мы чувствуем, - будет грешно. Раде и группе явно удалась сценография и драматургия концерта, мы сидим как школьники-отличники с хорошо развитым чувством ответственности, которых привезли из дальней провинции в московский театр. У Ника - как почти у всей публики, - даже руки по швам, и только мы со Светой по необходимости всё время сучим ими - Света возится с объективом и спуском, я - с ручкой и бумагой. Рада спела (внимание!) 29 песен, с одним коротким перерывом в конце программы - на переодевание из юбки в джинсы перед началом электрического отделения - музыканты при этом не останавливались ни на секунду, уходя переодеваться по очереди. Это вообще был довольно тонкий и любопытный момент, когда где-то в районе 15-18-й песни "Терновник" из "средневекового" оркестра превращался в жёстко играющую рок-группу времён становления постиндустриального общества, которое, говорю это как дипломированый историк и любознательный читатель политических журналов, по некоторым своим характеристикам вполне может стать началом нового средневековья. К сожалению, мне не удалось законспектировать все наши с Ником разговоры по ходу концерта (банальное слово "концерт", вообще-то, не очень подходит для действа, которому мы стали свидетелями. Может быть, "мистерия"?) - и без того конспект составил пять с половиной страниц убористым почерком. Помню (записано), что Ник обратил моё внимание, как красива партия баса в песне про покойницу (я-то признаться, больше любовался необычным безладовым грифом); зафиксирован на бумаге мой шок от того, как пелась и показывалась "Помнишь, девушки плясали..." - быстрее, драйвовее и игривее, чем на пластинке (кто знает, если бы на CD были записаны концертные версии, я бы, может, и не написал столь разочаровавшей фанатов "Терновника" рецензии - см. здесь), от того, как Рада быстро поводила руками как змеями или, может быть, одушевлёнными шлангами из космической фантастики, как она резко, словно балерина, вертела головой влево-вправо, а её длинные волосы развевались подобно чёрному флагу; ещё Ник втирал мне (а я не забыл записать), что перкуссионист Кирилл Россолимо (раньше он играл в "АДО" и "Острове") просто офигительный, а по поводу инструмента Петра Бугрименко долго сомневался - контрфагот или гобой (оказалось - просто фагот, и Рада ещё пристыдила меня после концерта в гримёрке, дескать - "и такие люди рецензируют диски на РокмЬюзик.Ру". Да, Рада, такие люди рецензируют и такие люди покупают билеты на твои концерты. Не у всех есть музыкальное образование и перепутать гобой с фаготом вполне допустимо для человека, который тащится от твоей музыки - как и для человека, который её лажает); ещё записано на листках А-4, что кахон, на котором играл, сидя на нём, Александр Виажский, постукивая по нему жёсткой кисточкой (щёткой?) - это просто такой прямоугольной формы испанский ящик с круглой дырой сзади, больше всего похожий на скворечник без жёрдочки; ещё записано, что Елизавета Наливайко была вся в красном, что происходит она из древнего украинского рода и что она чудо как играет на своей виолончели; ещё записано, что Владимир Анчевский постоянно не в тему улыбается, играя серьёзные партии на гитаре - впрочем, эту его глумливую особенность я заметил ещё году в 94-м; ещё много чего записано, но не буду вас утомлять - не всем записанным следует делиться с общественностью. Скажу только, что когда концерт всё же закончился (я не понял - мы договорились или не договорились называть его мистерией?), мне пришлось специально стряхивать с себя волшебное оцепенение, почти что кусками отрывая его от тела и кидая на пол в фойе, так как предстояло ещё говорить о мирском под диктофон с Филом Гуровым, концертным промо-продюсером Рады и "Терновника", бывшим сотрудником РокмЬюзик.Ру, навсегда уходящим из журналистики в науку (в добрый путь и - не оступиться на этом пути!).

    © Влад Тупикин, специально для РокмЬюзик.Ру
  • Саламандра

    А в субботу свой новый альбом "Саламандра" презентовала Рада Анчевская и ее "Терновник". Несмотря на погожий денек и раннее начало концерта, в зале ЦДХ собралось довольно много народу. Многие песни, вошедшие в "Саламандру", посетителям Радиных концертов были уже хорошо знакомы - это "Кукушка", "Любовь моя печаль", "На перекрестьи трех дорог", "А не что-то - все исчезло". Но, несмотря на эту знакомость, песни теперь уже полностью оформились в цикл, а концерт - в своеобразную story. Выступление состояло из двух плавно перетекших друг в друга частей: акустической (с большей долей участия виолончели Лизы Наливайко и фагота Петра Бугрименко) и электрической (к ее началу даже буддистского вида перкуссионист Кирилл Паренчук переоделся в байкерский прикид). Столь типичная для Рады монотония, создаваемая бесконечно повторяемыми интонациями плачей и заклинаний, к финалу сменилась настоящим рок-н-ролльным драйвом. Некоторые особо усушенные академическим музыкальным воспитанием слушатели даже не без удовлетворения отметили, что Рада стала петь более точно и без излишнего вибрато, но это пусть останется на их совести. Главное, что настроение на сцене и в зале было действительно очень воодушевляющим и приподнятым! А значит, презентация удалась

    © громко ру