ВСЕ ВОПРОСЫ ПО организации концерта "Рада и Терновник" ВЫ МОЖЕТЕ ЗАДАТЬ ПО АДРЕСУ Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Альбом "Русский эпос" - это концертная запись.Второго апреля 99 года был записан концерт группы в Центральном Доме Художника.

Отзывы и рецензии

  • Русский эпос

    Холодное "скандинавское" оформление, готический шрифт и... русский эпос. Уж не знаю, как насчет русского, но концерт (а это концертная запись) явно эпический. Не хочется снисходить до мелочности, но "Эпос" - это полюс, противоположный которому - "шевчуковская" концертная запись Киркорова. Невероятные вокальные возможности и музыка с налетом "элитарности" (невольно вспоминаются упреки ВЕЖЛИВОМУ ОТКАЗУ). Вполне понятно, что легко найдется такая категория слушателей, которые сразу же скажут про эту запись: "Вытье какое-то". Что же, каждому - свое. С первого раза альбом не производит (ну, по крайней мере, на меня не произвел) сильного впечатления, 
    однако чем дальше влез...
    Много уже было говорено про воздействие музыки на психику. Этот концерт - явно из той категории. С каждым новым "заходом" возникает все более сильное "привыкание". Песни не надоедают, из-за не очень хорошей разборчивости текста и в пятом и в восьмом прослушивании находятся какие-то новые фразы, образы, ассоциации. А магия вокализа просто завораживает. При всей отчужденности и величественности материала (а может, это все - готика? Тут уж знатоки на меня набросятся, но не бейте сильно, есть в песнях Рады что-то средневековое) он одновременно и по-наивному близок. Милая картавость Рады не раздражает (я ведь не член РНЕ), а делает ее ближе, 
    человечнее. Это не музыкальный робот, а обыкновенный (если, конечно, слово "обыкновенный" уместно при упоминании об этой певице) человек. У Оруэлла в "1984" есть такой прибор (вроде бы называется "версификатор"?), который пишет стандартные книги и сочиняет стандартную музыку для ублажения среднего вкуса населения. Песни Рады - смерть для таких "версификаторов". 
    И еще одно.
    Последнее время часто говорят слово "альтернатива" применительно к музыке (я и сам этим грешу). "Русский Эпос" - это и есть самая настоящая альтернатива. Альтернатива стандартным замусоленным попсовым мотивчикам, альтернатива безликим, безголосым и бесполым эстрадным "звездам", альтернатива даже вполне "слушатебельной" поп-музыке радиоформата. И при всем при этом Рада за последние годы стала в своем творчестве понятнее, что ли. Я не знаю и даже не хочу знать, чей это эпос. Мне все равно, откуда пришла эта музыка. 
    "Нет Востока и Запада, Юга и Севера...
    А потом сорок лет продираемся сквозь бузину,
    Сквозь колючий кустарник, отчаянно бьющий в лицо..."

    © Игорь «Старый Пионер» Дружинин
  • РУССКИЙ ЭПОС газета ЗАВТРА Выпуск №5 (322)

    О группе "Рада и Терновник" можно услышать самые разные суждения. Их бросают в одну кучу с Ольгой Арефьевой и Инной Желанной; называют КСП и фолк-панком; позиционируют вместе с музыкой "для тех, кому за 30" — "Аукцыоном", "Кварталом" и прочими любимцами дипломированных "ботаников" средней руки.
    Все эти суждения неправильные.
    В нашу неудобную для музыки эпоху уже почти и забылся креативный прорыв конца 80-х, начала 90-х гг. — время цветения таких разнообразных "цветов зла", как "Комитет Охраны Тепла", Янка, "Промышленная Архитектура" и "Коммунизм". "Рада и Терновник" — среди "последних могикан" последнего лета русского андеграунда и до сих пор несут на себе печать этого героического времени. Старые рок-тусовщики запомнили группу "Рада и Терновник" как полуакустический, полупанковский коллектив с рваными ритмами, нервными, почти истерическими экзистенциальными текстами и аурой утонченного, почти эротического, почти монашеского кошмара и бреда.
    Будущее не сулит русской музыке ничего радостного; рэйверов всех повымело гадкой метлой, рэпперы и прочие кирпичи давно уже ориентируются на старомодный блатняк, и даже земфиры, сплины и мумий-тролли из кожи вон корячатся, пытаясь изобразить из себя Янку, "Наутилус" и Витю Цоя. Развитие нашей музыки идет назад, и это научный факт. Пройдя через серию метаморфоз, "Рада и Терновник" переместились из 90-х в психоделические 60-е. Хаос и пьяный угар фолк-панка уступили место четкой структуре психоделического ритма и темному, завораживающему, вынимающему душу вокализу.
    Единственное, что было и остается постоянным, — отказ от контактов с шоу-бизнесом, независимость и нонконформизм. Не считая коллективов открытой коммунистической или националистической ориентации, "Рада и Терновник" — единственная группа подобного ранга и статуса, не имеющая контракта с менеджерами и богатыми продюсерами; музыканты предпочитают сотрудничать с карликовым национал-большевистским лэйблом UR-Realist http://imperium/lenin/ru/UR-REALIST/, также выпускающим "Кооператив Ништяк", "Инструкцию по обороне" и другие проекты национал-патриотической ориентации и независимой фирмой “Хобгоблин”.
    По печальным весьма обстоятельствам нашей контркультуры, которой и нет почти, группе пришлось сфокусировать свое творчество на концертах в ущерб студийным записям и эксперименту.
    Репутация Рады как потрясающей концертной вокалистки, героини и почти божества вытеснила студийные успехи группы — много раз приходилось слышать, что в записи ничего подобного не существует и не может существовать.
    Очередной попыткой зафиксировать магию на твердом носителе стал альбом "Русский эпос", вышедший в декабре 1999 г. Чистая (пожалуй, чересчур) запись концерта в апреле 1999 г., в ЦДХ — больше часа музыки, 14 песен от жесткого ритм-н-блюза до эпических звуковых ландшафтов ("На ухабах” длится 10 минут, "Пусто в раю" — 8 минут). Это четвертый диск группы; предыдущие ("Графика", "Печальные Звуки", "Любовь моя печаль") приобрели культовый статус.
    Этому не помешал ни остракизм, которому был подвергнут коллектив в мэйнстримной музыкальной прессе, ни отсутствие дистрибьюции, рекламы в глянцевых журналах и на телевидении. Но культовым статусом сыт не будешь. Несмотря на политкорректные тексты, продажи "Рады и Терновника" в России остаются мизерными, в то время как во Франции и даже в Америке группа расходится, как горячие пирожки. Свирепство режима не имеет границ.
    Во имя унификации российского поп-пространства вытесняются не только коммунист Егор Летов и националист Сергей Жариков — вытесняются, казалось бы, аполитичные проекты, не представляющие для режима никакой опасности. Никакой, кроме опасности появления альтернативного эстетического проекта. Все во имя безальтернативности.
    Хочется надеяться, что судьба "Русского Эпоса" будет лучше.

    © ЗАВТРА Выпуск №5 (322), 01 февраля 2000
  • RWSDAX

    Новый альбом и опять радикальная смена стиля. На этот раз концертный вариант, по большей части, уже известных песен. Однако с известными версиями их связывает практически только вокал Рады и тексты. Большая часть песен сыграна в ска обработке с небольшой джазовой примесью и разбавленной тем, что называется "русским роком". Пожалуй самая бодрая и оптимистичная запись Рады из тех, которые я слышал (да говорят, что и вообще). Хотя где-то к середине альбома оптимистический заряд понемногу спадает, а музыка становится все более легкой и прозрачной и все сильнее начинают проступать Рада & Терновники, знакомые, к примеру, по альбому "Печальные Звуки" или по французскому EP. И уже с 9-го трэка начинается то, что собственно и ждешь обычно, включая новую запись Рады. К этому же времени наконец распевается в полную силу и сама Рада. Запись сделана из зала с нескольких микрофонов и для концертника звучит на удивление качественно.