о ф и ц и а л ь н ы й   с а й т
Рада & Терновник |Интервью и статьи |АСПИДЫ ВСЕ ЗАЕЛИ

АСПИДЫ ВСЁ ЗАЕЛИ

 

Данное интервью было составлено в ходе длительной переписки по электронной почте. По ходу дела, возникали комментарии и дополнительные письма-уточнения. Уточнения и комментарии - в скобках. Курсивом выделено то, что писала Рада. Интервью брал Хельги, специально для этого сайта, летом 2002 года.

Божественной Раде от недостойного Хельги Змеиного Языка вопросы для работы по самосовершенствованию

Итак, значит. Того.

Радушка, а что вы сделали со своей божественной дикцией? Куда вы ее дели в последнее время? Ну то есть понятно куда,

Если понятно, расскажи, пожалуйста.

Эээ?! Я думал, вы упражняетесь? Чтобы лишить нас такой радости?

Я "упражнялась", когда-то давно, году в 91-м, вроде бы. Чуть-чуть сняла некрасивый такой оттенок картавости, резкое пришепетывание на грассировании.

но - ЗАЧЕМ???? Ведь это тяжкая потеря для истиных ценителей вашего гения. Ну, Рада у нас уникальная, всё у неё уникальное, и дикция тоже была уникальная. А теперь - ... На самом деле, у меня как будто отрезали такую важную энергетическую ниточку, способствовавшую восприятию песен. И этого очень жаль. А долгое время вы не поддавались на вражеские происки. Ну т.е. для ВАС именно это божественное произношение было оптимальным, разве не так, вы ж не это как его не алена апина, к счастью. А почему ж, в конце концов? Горе, в общем. Утешьте нас как-нибудь.

Мнэээээ... Дело в том, что картавость ровно никуда не делась. Просто, когда слушаешь все это дело более-менее часто, то привыкаешь к произношению и оно оказывается абсолютно нормальным и естественным для воспринимающего уха. Почище нынче произносятся шипящие, но вряд ли ты именно это имел в виду. А картавость, она неофитами ого-го как слышится.


(это в натуре - аберрация слуха. А с какого момента тебе стало казаться,
что вот что-то изменилось? Ты можешь отследить-вспомнить? С
диска-концерта? Ты о картавости ведь?

О ней. Весной, когда я после некого перерыва на вас ходить стал, с 8
марта. Черт знает, может, правда, привычка, я ж тут чуть ли не на каждом
вашем концерте был.)

"Терновник", в смысле название - это чего? Не, ну т.е. все знают, что вот нужно было как-то назваться, и, там, афиша фильма подвернулась.

Нет. Мы долго перебирали всякие названия и подвернулась, скорее, книжка, а не афиша. Впрочем, сути не меняет - "Поющие в терновнике", да.

НО. Это же не всё, я полагаю?

В человеческом понимании - ВСЁ ! Можно из головы придумать некие смыслы, а можно взять нечто, что лежит на дороге, доверившись пространству. То есть, поверить, что та случайность, которая тебе подвернулась - она подвернулась не случайно. Именно на нужную книжку упал взгляд (в нашем случае). Надо быть немного фаталистами.

Мнэ. Название ваше, когда я его впервые услышал, произвело на меня очень сильное впечатление. Т.е., я очень живо представил себе нечто...эээ... экзистенциально-достоверное. Моментально и почти зримо. Я тогда о вас узнал всего две вещи: вот имя группы и имя С.Г. (Ох, вот опять. Что ж такое!) в связи. (прим. Рады - стенания, в данном случае, видимо, происходят из-за долгой предыдущей переписки о сути пятой "КонтрКультУРы"). Почему-то, из сочетания этих двух факторов я сразу так вывел, что это должно быть нечто совершенно замечательное. Сердце навещало, наверное. Причем проверить мне это довелось...мнэ - не сразу. Так бывает. Должны же быть смыслы и подтексты, и ассоциации?

Я как-то придумала (уже из головы) то, что терновник - растение (кустарник?) несущее двоякий смысл. Оно божественно, поскольку касалось головы Христа, но и орудие муки (в том же контексте). Собственно, любой дар одновременно божествен и мучителен. Это и красота и те самые тернии.

Ну пусть в момент рождения имени они не были явлены, но потом они как-то проявлялись или возникали?

Мне кажется, что оно все должно проявляться в голове у воспринимающих "ансамбель" зрителей. Зритель, он же в совокупности вопринимает - и музыку, и название, и то, как оно выглядит, и как называется, и выражение лиц, и все остальное. Целостно воспринимает. В теории.

Это же имя, а не жук на палочке, оно должно быть магическим, ёлки, я же уже объяснял...

(Не, ну имя должно сообщать, ты же понимаешь. ИМЯ.)

Ну, тут имя дается чему-то уже сложившемуся, а не младенцу. То есть, мне кажется, что когда нечто уже определилось, "склалось", то имя как бы само подворачивается. Обернувшись книгой на лотке.

Про магичность, к слову. Вот, извиняюсь, психоделик-фатум был. А потом он оказался НАСТОЛЬКО неактуальным, что сему важному историческому документу не нашлось места , например, на сайте, и вообще, кажись, вам и вспоминать его неохота. Почему так оно?

Да, именно, НАСТОЛЬКО НЕАКТУАЛЬНО.

То есть это была какая то такая серьезная попытка "вернуть музыке магическое звучание", которая накрылась из-за отсутствия единомышленников?

Мне стали казаться пошлыми сами формулировки. Собственно, сама идея была отчасти идеей некоей социализации. Например, в манифесте муссировалась идея, что наркотики - это обман зрения. Была идея создать нечто, что можно внедрить в социальную сферу - Устав придумали, зарегистрировали некое общественное обьединение и пр.

Или вам стало неинтересно?

И стало неинтересно. Более того, выяснилось, что единомышленников, в смысле тех, кто готов подписаться под манифестом - как собак нерезаных. А вот тех, кто делом занимается - поет и стихи хорошие сочиняет, укладывающиеся в понятие магичности, а не стеб, например, таких-то и нет. А (см.выше) была идея социальной структуры, а не просто поболтать за чаем. Была идея делать фестивали, программы на радио. Типа, показать миру иное. Иного мы не нашли. Практически.

Или идея оказалась, мнэ, слишком сильной и для вас тоже?

??? Я, прошу прощения, так живу давно и всегда. Как может идея оказаться слишком сильной? Она оказалась не соответствующей реальности данного мира. Хочешь найти, ну, двадцать команд, играющих некую определенную музыку, а их находится от силы три...Все просто.

История Вас и Терновника воспринимается в последовательности альбомов не как, мнэ, "развитие" в каком-то определенном направлении. А - как череда таких разных, целостных, самодостаточных, даже застывших картин, сменяющих друг друга без всяких видимых извне причин. Вот одна картина, все на нее смотрят долго, привыкают потом экран гаснет - вот вам уже другая.

Правильно, правильно...

Ваши диски - эта, значит, такая коллекция волшебных колец, нанизанных на... НА ЧТО?

На стержень, как нетрудно догадаться.

А эта нить, связывающая их все (не трудитесь объяснять, ясно, что это лично Ваша божественная сущность) - она протянута в каком-то определенном направлении, Вам известном?

(интересно стало - а тебе известно, куда протянута нить твоей жизни?
Известно. (прим. Рады - дальнейший ответ Хельги не приводится по цензурным соображениям)

Блин, МНЕ не известном. Как бы я божественно жила, если бы мне сие было известно! Даже СТРАШНО!

Т.е. "развитие", некое общее направление в истории группы все же есть?

Развитие я понимаю, как отбрасывание излишнего. Ну , или лишнего. Если отрезать лишнее, останется самое зерно, в котором, как понятно, и находится абсолютно все. То есть, жизнь может быть сконцентрирована в крошечном совершенно обьеме - это же факт. Зерно содержит в себе растение, зародыш живого существа - он же крохотный. Но целенаправленно идти "путем зерна", увы, не умею.

Вы его знаете? Ну, движение откуда-то - и куда-то?

К смерти. Это медицинский факт. Иное дело, как эту смерть понимать и как к ней готовиться. Можно, например, считать, что я песни пою, чтобы помирать было не стыдно. Хотя, это не совсем так.

Куда же? Сменой этих последовательных картин движет Ваша воля?

Спасибо, конечно. Но мне ближе мистики, визионеры. Которые просто видели и не думали, что за воля, чья она и пр. Со стороны, впрочем, всегда видно, что за воля. Но я смотрю не со стороны, посему, от комментариев воздержусь.

Вы можете предвидеть, когда следует сделать следующий шаг, и группа должна обрести новую инкарнацию?

Нет. Если честно, то нет. Я могу почувствовать, с большей или меньшей степенью приближения, когда человек скоро уйдет из группы, когда начинается такое отдаление. Когда что-то начинает разваливаться, у меня обычно появляется такая тихая истерика, я искренне думаю, что все закончено и окончено. Что-то перещелкивает в голове, в чувствах. И...идет следующий виток. Когда я что-то делаю, заранее пытаясь предсказать результат, обычно выходит все не так, как я думала и планировала. Я всегда рассказываю, что группа - это живой организм. И нас ведь не удивляет, что у человека волосы вылетают и вырастают, иногда выпадают зубы (и не вырастают), обновляется кровь, кожа. Ну и в группе - то же самое. Идет непрерывный процесс жизни. Хотя, это порой тяжеловато.

Ну т.е. - эта смена происходит спонтанно, или планово? И - куда все идет? Заодно, можно рассказать пытливому читателю, какие личины принимала вневременная сущность "Рады и Терновника" в разных точках траектории.

Мы перепробовали массу стилей и личин. Когда с нами играл саксофонист Боря Лабковский (1997) - наблюдались джазовые импровизации; потом, был электронный альбом "Любовь моя печаль", записаный в стиле трип-хоп; были акустические проекты, игра в классическую музыку, мои выступления под гитару. Много чего было.

Нынешняя ваша инкарнация - это, как вы утверждаете, фолк. Нормальный фолк-роковый проект - это стилизация. Ну, т.е. люди собрались, прикололись, вот, к этнике там, к нордическим древностям, и давай, значит, играть на электрогуслях и петь всякие такие вещи... фольклорные. А у вас не так?

НЕТ, БЛИН, НЕ ТАК!!!! У нас нет электрогуслей. Ужас.

Создается впечатление, что фолковые мотивы для вас не привнесены из внешних источников, типа такой интеллектуальный интерес к теме, который потом пытаются выразить в собственной музыке и слове, а содержались в мнэ архетипе Р&Т всегда, прорастают так вот изнутри вашего творчества, как его естественная часть, просто, в определенный момент, им была предоставлена возможность оформиться в такое целостное стилистическое лицо группы, вот, "Р&Т - это фолк". Ну, т.е в постпанковых "Холодных временах" их, если вглядеться, не меньше, чем ныне. Так ли сие?

Мне кажется, что если не играть в "рок-н-ролл", "блюз", "рэгей", "фолк" и прочие интересные, несомненно, вещи, а просто петь то, что ты чувствуешь, но ТОЧНО И ОТЧЕТЛИВО воссоздавать голосом именно то, что хочешь сказать, то тут непреложно вылезет товарищ архетип. Архетип, он на то и архетип, чтобы прорастать изнутри.

А если да - то КАК ТАКОЕ МОЖЕТ БЫТЬ? Современные, типа, городские люди, и вдруг спонтанно воспроизводят в своем творчестве всякие забытые и потеряные мотивы архаичной культуры?...

Не культуры. Мировосприятия. Культура, как я понимаю, это набор произведенных всяких типа ценностей: литература, архитектура, живопись, ваяние и пр. То есть, набор результатов. Мировосприятие - это то, (в моем словаре), что совсем внутри, то, что не результат, то, что не имеет формы, кою можно отнести к некоему стилю. Поэтому, можно менять стили, но стержень остается. Воспроизвести это можно именно лишь спонтанно, не играя во что-то. А просто ИГРАЯ, в самом правильном смысле. Играя в жизнь.

Мнэ, ну для наглядности. Вот есть "Мельница", это фолк-рок. Стилизация. "Ветер Воды" - ожившая стилизация, очень круто... А другой случай - это Яна Дягилева и Летов во времена "Прыг-скока", когда у него тоже такая народно-корневая архаика пёрла - но обычно не говорят, что это фолк. Ваш случай - это какой их двух? Или совсем третий?

Ну уж не стилизация... Мне лично, Летов и Янка, разумеется, ближе. Не то чтобы, даже ближе, просто их я могу слушать, а стилизации - физически не могу. Я не люблю театр. Наш случай - это мы поем свои песни и играем оные. Как можем.

Но как бы там не было, заявляется, значит, фолковая личина (сейчас, пока не надоело).

Уже надоело.

Какими-то источниками пользуемся? Ну там, книжки, сравнительная мифология, сказки?

Классическими книжками, которые интересно читать: Афанасьев, Рыбаков, Сахаров, Даль. Сказки, конечно, но не только русские, а , в том числе, и литературные - любимые книжки - Муми Тролли, еще про Мэри Поппинс нравится читать.

Это всё помогает жить и работать?

Помогает засыпать.

(А! А я тут, одно время, "ПЕЧАЛЬНЫЕ ЗВУКИ" под колыбельную приспособил. Только не сердись! Это не потому, что они скучные, а потому, что я такой... оригинал. Да, и действовало, только потом снилось нечто... странное и яркое очень, как будто границы ясной между сном и диском нет)

А тексты писать?

Конечно, фольклорные тексты: песни, заговоры - это безумное сборище удивительных образов. Начитаешься, такое привидется - только записывай. (а потом, все подряд будут меня ведьмой называть, что меня, кстати,не радует).

(Ну, извини. Больше не буду. Просто для меня, как нордического традиционалиста (во, сказал и не подавился), слово это сугубо позитивное. Ну, не страшилки там гоголевские, хоть и они интересные, а - нуу... человек знания. Женского пола

А еще мне не нравится выражение "человек знания женского пола".)

А вот фольклорное пение? Оно похоже по сути на то, что вы делаете, или это такая вещь сугубо параллельная, ну т.е. оно практическое значение имеет для нынешнего образа группы, или типа общего расширения кругозора?

Вот, по сути-то и похоже. По сути, между классической вокальной школой, по которой меня учила преподавательница Марина Кикина, и фольклорным обертонным пением, разницы очень мало - только вот этот самый обертон, наличествующий в фольклоре. Практическое значение для группы - это возможность попеть вместе, когда люди вместе поют, они начинают лучше друг друга понимать, чувствовать. Потом, городскому человеку и поорать-то негде, во весь голос - а тут, такая шикарная возможность - ОЧЕНЬ громко попеть. Да и кругозор...Я исхожу из того, что надо никогда не упускать возможность научиться чему-то интересному.

Вот ты, как все добрые люди знают, любишь сказки и экспедиционные записи.

Поясним, давай, что экспедиционные записи - это когда фольклористы записывают бабушек, поющих песни и сказывающих, непосредственно в деревне, желательно глухой.

Расскажи, какое оно замечательное.

Чувствую, скоро будет реферат - Рада обо всем. Истинное фольклорное пение абсолютно непохоже на китчевые записи разных "фольклорных" ансамблей. Потому как значительно сложнее - идет многоголосие, песня может строиться в неевропейском ладу, более того, в ладу, в котором поют исключительно в данной местности. Вообще, северное, например, пение - очень сложное, со сменой ритмических структур, меняющимся от куплета к куплету многоголосие, - абсолютно уносящая за пределы мира вещь.

А "привратник радости моей" - это чего за "древнеславянское заклинание"? Молодежи очень интересно знать. Научишь - будут его заклинать.

А я не помню, это строчка из любовного заклинания - "привратник радости моей". А сама песня, если и заклинание, то не на любовь, пожалуй, а на радость. Просто. Заклинание - по произнесению и по сути - "Любовь моя печаль", на альбоме "Любовь моя печаль". Произносится много раз и убедительно.

Холодные времена - это что? Не, я знаю, что песня и название альбома... А почему ХОЛОДНЫЕ? По сравнению с чем?

???? Э... С теплыми, наверное.

А ВРЕМЕНА - это социокультурное понятие, т.е. "эпоха"?

НЕТ

Холод окружающей действительности имеется в виду - или эта действительность без проблем прогревается нашим внутренним теплом, у кого оно, конечно, есть, а у кого нет, то нечего на неправильное устройство всего на свете пенять?

Если упрощенно, то так. Но окружение нельзя сбрасывать со счетов. Оно сильно, однако, может заморочить. Никаким внутренним теплом не отобьешься.

Или Времена - это такое твоё личное время, которое никого больше и не касается?

Мое личное время видоизменяется постоянно. В нем очень много разных времен. И они никого, конечно, не касаются.

Между Личным временем и временем-Эпохой есть связь?

Должна бы быть сильная, но я ее не ощущаю. Я абсолютно аполитичный человек. Внеэпохальный.

Какая? В своем случае ты как ее ощущаешь? Вот, в сильно упрощенном случае - есть Ты, есть творчество - и есть вот 90-е годы, в которые все это происходит. Какая формула взаимоотношений?

Пока я не замечаю 90-е годы, все хорошо, когда замечаю - приходится реагировать. Эпоха, это же (упрощенно) - люди. А люди, большей частью, просто отвлекают от Важного.

Времена, значит. Попса там, формат. Аспиды, заели всё.

???

АСПИДЫ ВСЁ ЗАЕЛИ. Чего тут непонятного?

( почему-то устойчивое словосочетание - "аспидная доска" в голове
вертится - вот ты можешь понять-почему????

Это к психоаналитику. (Увы, не могу, рад бы но). У меня это - во-первых, слово из русской классической литературы, во-вторых, змеи семейства аспидовых (там, кобры в том числе, но, в данном случае, речь была не о них).

Вот если бы вам экономические возможности какой нибудь жирной форматной группы - как бы это отразилось на жизни и творчестве? Музыка была бы лучше? (Вряд ли, да?).

Тонкий вопрос. Скажем так, не музыка, но какие-то конкретные вещи могли бы быть лучше. Типа, можно было бы чаще репетировать, например. А так, музыканты озабочены заработком денег для дома и семьи и часто репетировать не могут. А значит, меньше новых песен на концертах. Вот, по мелочам , из-за отсутствия денег бааальшие пролеты.

Аппаратурой бы там разжились. Всякой.

Вот, это, кстати, надо...

Продюсировали бы молодые дарования, типа как Лагутенко Земфиру?

А есть дарования?

Клипы бы наснимали дорогие с большим количеством анимации - ну там, как Хельги превращается в гадюку?

Лучше в кобру. Клипы. Да, обязательно, у нас ни одного.

(Кобры красивые. Уважаю. Конечно, лучше, да куда уж мне.

а почему все же в гадюку? Есть посимпатичнее змеюки. Или это
принципиально - гадюка и все тут!

Мнэ. 1.Про гадюку написано в сценарии. * 2. Гадюка обыкновенная, иначе
vipera berum - очень красивая, на самом деле, особенно, по окраске и
рисунку. 3. Из змей в Скандинавии кажется и
живет только vipera berum и священный в белорусско-литовской
традиции Natrix Natrix, что, в переводе с языка гордых римлян, означает
"уж обыкновенный". Уж, он стройный и элегантный, но, увы, не ядовит.)

Хочется этого всего, или наоборот и на фиг не надо, и так хорошо?

Хорошо, но денег не хватает.

Ну т.е. --деньги нашлось бы на что потратить, кроме частной жизни?

Нашлось бы (не сомневайся), именно, кроме частной жизни. На частную жизнь мы денег практически не тратим. Группа - удовольствие дорогое. На булавки уже не остается.

Или их у нас вообще по жизни примерно столько, сколько нам и надо, просто мы не понимаем (своего счастья)?

Счастья не понимаем, да. И денег не хватает.

Если признать твою средней давности мысль из гостевой, что деньги это ПРОСТО СРЕДСТВО ЭНЕРГООБМЕНА, то вроде так вот всё получается. Ну т.е. - были бы деньги на клипы, а снимать их бы и не хотелось...

Нет. Значит, надо больше отдавать. (да не берут, гады)

Про "ГРАФИКУ". Ты, типа, вполне сознаешь, до какой степени эта вешь беспрецедентная?

Неее, расскажи

( вот, ты когда пишешь про ГРАФИКУ - ты что имеешь в виду? Диск ГРАФИКА?
В котором, магнитоальбом Графика, несколько песен с другим звуком и
другого времени ("Игрушечные сны", "Отойди от открытой двери", "Птички") и концертная "Этническая"?
Там же все разное совсем? Или для тебя магнитоальбом "Графика" перевешивает
другие песни? Или ты это дело целостно воспринимаешь?

Целостно. )

Мнэ, ну, не к столу будь сказано, "русском роке" таких вот актуально-визионерских работ, с таким потенциалом энергетического воздействия на слушателя есть еще несколько (по пальцам одной руки, причем останутся невостребованные), но это и всё.


( перечисли?
Яночкины записи - это раз. "Прыг-скок" - два (иные еще "Сто лет" отмечают,
но я не подпишусь), "Nigredo" - три, очень уважаю, под слушателем понимаюсь
конечно же я, загибаем пальчики... Ээээ, еще... Вот не поверишь, а
это правда. В последние годы, очень сильные вещи делает Ермен Ержанов -
именно под определенным углом зрения интересные,
шамански-энергетическим.
Т.е., панк, "истошное правдоискательство", там анархизм-коммунизм, это
всё понятно - но дело там совсем-совсем не в этом уже. Я до сих пор
последнего альбома не слышал, поэтому не могу сказать, следует ли
загибать еще пальчик. Но когда он был в Москве осенью, мнэ... человек
выделывал на концертах совершенно необычные вещи. (Ни в коем случае не
ранние его записи, там это просто сто первый клон Обороны). Ну, то есть
на одной руке уложились, и свободные пальцы остались. Я был прав.
Это не по принципу "вот что мне нравится", а именно по такому "формальному"
критерию...энергетическому. Работающая психоделика, примерно так.
Психоделика - не в смысле стилистическом, но - реальном. Чтоб крышу двигало.)

Потом, у вас было еще много чего мягко говоря хорошего (очень). Всё очень хорошее. Нооооо... Но это не "Графика", причем, мне всё-таки кажется, что тут дело не в моем субъективном вкусе, вернее, не только в нем. А в чем-то еще. Более реальном. Энергия же штука не субъективная, а - данность. Очень необычна, даже для вас, еще "ИСТОРИЯ ТРЕХ МИРОВ" - но, она все-таки продукт очень оригинальной идеи, (вот, бестовка-раритет) изумительно исполненной, ну, т.е. берем необычный угол зрения и вот что получаем. А "Графика", значит, делаем студийную запись, просто так, за нефига делать, и вот выпекаем такой первый блин (блины - они у нас у арийцев священные). А ТЕПЕРЬ ТАК МОЖЕТЕ? (Думаю что нет). А когда-нибудь снова? А почему?

Ну, это ты рецензию на "Графику" написал

(Правда? Ой, извини, я не заметил.)

Развивая тему. Есть две точки зрения на творчество и еще современную музыку, в частности, (т.е. их больше, но мы остальные опустим). Первая - это профессионализм. Ну, т.е. учимся дергать струны, учимся обращаться с голосом, достигаем совершенства в этих умениях. Совершенство создает кайф. И другая - что все, типа, вытягивается на чистом духе. Т.е., можно вообще ничего не уметь, но то, что надо оно к тебе придет в нужный момент, а то, что не надо и фиг с ним. Тогда творчество, это не "искусство", а такой продукт магического намерения в чистом виде, да? ... А как у тебя?

У меня золотая середина. Я хочу точно воспроизводить то, что слышу, то, что НАДО воспроизвести. Если мне для этого не хватает голоса - это лажа. Значит, надо научиться. Типа, есть задача - найди решение.

Ты вот училась обращаться с голосом и выучилась (кстати: выучилась? Результатами мы довольны?).

Ага, и преподавательница довольна (тьфу-тьфу чтоб не сглазить)

Что это изменило для тебя?

Я стала точнее передавать песни.

"Графика" безумная, но без многих таких вещей, которые ты умеешь теперь, так? Это лучше или хуже, или это вообще слова пустые - и бывает просто ПО-РАЗНОМУ?..

Все слова пустые. Бывает так, как надо в данный момент.

Итак, если принять эту модель, где одна шкала - это профессионализм, а другая - дух, то, что сначала?.. Мнэ, это может показаться абстракцией, но вот есть такие товарищи музыканты в "роке", которые играть совсем не умеют, и учиться не хотят, говорят, незачем. При этом - то, что НЕКОТОРЫЕ ИЗ ТАКОВСКИХ делают - ИНТЕРЕСНО. Ну, и другие товарищи, которые всё умеют, но все равно скучно, это уже не рок чаще, а там, где ныне пребывает мумия классической музыки... Или не так, и истиное-прекрасное-совершенное, типа вот "товарищ - потрясный гитарист" - всё это не дается именно без мнэ некоего духовного сверхусилия, и научиться профессионально дергать струны без такого внутреннего пробуждения чего-то там всё равно нельзя?

Кроме рук у гитариста должна быть голова, сердце и пр. Иначе, получаются уродцы и кастраты. То есть, научиться хорошо играть можно и просто так. А вот ЗАЧЕМ? А вот зачем - без, извините, цели и сверхидеи - ответ НЕЗАЧЕМ.

Значит, мы уникальные, это коню понятно. А для кого это все делается? Песни в смысле, твои? Для себя?

Для неба.

Для аудитории? Для какой? Не, понятно, для тех, кому нравится, без различия пола, возраста, национальности и имущественного положения, я не о том. Я вот что имею в виду, аудитория у вас маленькая, так, чуть-чуть совсем, на концертах это три десятка слушателей... А песни - ооччень специфические, скажем прямо. Ну и вот, ограниченность аудитории - это следствие всяких внешне-социальных условий, типа диктатуры шоу-бизнеса?

Не только. В том числе. Мы живем в государстве. Государство - это управлятельная машина. Управлять легче, когда люди имеют низкие запросы. Потому что низкие запросы удовлетворить легче. Например, есть водка и торговля водкой, приносящая огромную прибыль. И удовлетворить это легко и прибыльно. Потому что водка она ВСЕМ нужна. То есть, диктатура шоу-бизнеса - это часть машины-государства. Раньше, просто, рок, как и церковь некогда, были отделены от государства, а сейчас они его часть. Результаты известны. И в церкви появились старообрядцы, а в "роке" мы, например.

И если бы условия были другими, то вы были бы и вправду стадионной командой, потому как энергетики у вас на это более чем с избытком?..

Если мечтать, то в теории, да.

Или, всё-таки такие вещи, на которых основано твое творчество - они, по определению, предназначены для немногих?..

Они предназначены всем, но лишь немногие могут работать. То есть, чтобы нас слушать, надо работать - мозги подключать, сердце. Сердце, когда работает, оно может болеть. Это страшно и стремно. Голова еще заболит... Ну его...

Для тех, кто так специально заинтересован в пребывании какой-то части себя за некой общеизвестной гранью? Ну вот, смотри, в древних культурах те вещи, о которых ты поешь, были нормативными постулатами, а не некой... странностью.

(а какие вещи? типа постулатами?
Я не буду сейчас формулировать, хорошо? Красиво не получится, а коряво
жалко... Я лучше попробую объяснить, что имел в виду. Не было тогда
мнэээ - массовой культуры. Т.е.вот такой, чтобы отключить всё в себе...
ну, просто, себя отключить. Народная культура традиционная была как
раз привязана к...эээээ....вот такому... запредельному в
качестве отправной точки.
и была и есть (в остатке). Это все правду написал.)

НО, ведь и там взаимодействием с такими материями всерьез грузились очень немногие люди, правда, составлявшие своего рода элитарную группу - но, всё равно, стоявшие во-многом, в стороне от общества, и уж во всяком случае - ВНЕ БОЛЬШИНСТВА.

А фиг знает. В Тибете грузятся (грузились) религией тоже немногие, но вот религия, как часть обыденной жизни - такая, семейная религия - это нормально. Типа,чихнул - прочитал мантру тут же. Типа, взаимодействие духов и людей происходит каждую секунду (это так и есть). У нас ведь и этого то нет... Сейчас, в смысле. До революции (судя по книжкам) было. Особливо, в сельской местности.

Большинство пользовалось всякими адаптированными версиями, и, наверное, это не случайно... А в нашем случае это как? Всё-таки, это элитарность как судьба - или вот, при ином социокультурном контексте была бы массовая популярность?

Не массовая, но мне кажется, что полно людей, которым наше творчество интересно и необходимо, просто не получают информацию. А откуда? По радио нас не крутят, по ТВ - тем более, а сарафанное радио... Когда одну кассету переписывали сто раз (как письмо счастья) и передавали из рук в руки - оно ушло, равно как и самиздат, которому верили, и прочая.

(вот а у тебя есть идеи по этому поводу???? Вот почему народу мало
ходит?

Вторая версия мне представляется мнэээ -
более важной (про то, что всё-таки любителей такой красоты много
никогда не будет. Ну, т.е. непонятно куда большинству людей это в своей
жизни девать). Но это так, черновой ответ.)

Нда, ну так вот, уникальные песни. На концертах, когда ты поешь, это выглядит как переключение такое одномоментное из одной реальности в другую - в смысле ТЫ так выглядишь.

(забавно, что заметил

Слепой я что ли?
Не знаю. Я просто как раз с Мариной Кикиной (которая, преподавательница вокала), разговаривала примерно об этом. Марина рассказывала, что когда человек правильно поет, он становится красивее, лицо становится более правильным, гармоничным, осветляется, что ли...)

Как будто, вот клуб, сцена, аплодисменты, город за подвальными стенами - это одно какое-то простраство - а песня, это другое, перпендикулярное, и там ты сама (визуально) совершенно другая. Через горы тропка вьется, сквозь туманы нет дороги. И вот, песня закончилась - и как щелчок, моментальное такое переключение... Вроде момента обратного перехода из мнэ "тела сновидения" в "физическое", ежели кто пробовал - асссоциация у меня именно такая... И кроме концертов, всё остальное время - вот есть песни, тексты, музыка (очень, прямо скажем, экстремального свойства, ну скажем "психоделического")- и есть ты. Без всякой, кстати, такой "мрачности" по жизни.

Cпорное утверждение.

А жизнь повседневная - она, вообще-то, протекает не в "измененном" состоянии сознания, к которому песни отсылают автоматически, и откуда они, очевидно, являются... Ну, и вопрос такой: как ты с ними, с песнями-то, уживаешься?

С удовольствием - как с кошкой своей, тоже непростой весьма и из другого мира.

Какие отношения между Тобой, вот как ты с людями общаешься, - и Песнями?

Это же часть меня. Какие отношения между мной и моей рукой?

А там, в песнях - ты это ваще воспринимаешь вот как себя конретно и ощутимо, или это что-то типа вот голоса такого... откуда-то?

Это картинки, которые я стараюсь описать подробно. Это мир, который так, калейдоскопично выхватывается из пространства и про него надо рассказать. Причем, условие игры - рассказать ГОЛОСОМ и ЗВУКОМ. А не лишь словами.

О концертах, опять же. Как работает Терновник в состоянии концерта?

Импровизация и чувство партнера - на первом месте. Чувство зала, звезд. Настроения, погоды и пр.

Как выглядит ваш концерт с точки зрения слушателей, все хорошо знают - а как он выглядит с вашей стороны?

Надо расслабиться и получать удовольствие. Изо всех сил.

Как ты воспринимаешь аудиторию?

Как что-то большое. Но разделенное на части. Кусочки - они по-разному себя ведут. Ну, как у человека глаза смеются. А лицо неподвижное. Вот и зал - глаза смеются, рука делает неопределенный жест и пр.

Кажется, будто ты когда поешь, зала точно не видишь, глазами. Действительно так?

Да. Это мне мешает. Я иногда смотрю людям в глаза, но к этому готовлюсь - сначала с закрытыми глазами сосредотачиваюсь. Чтобы не "вылететь" из песни, если отвлекусь. Потом смотрю в глаза. Но это людям скорее надо.

А что типа от нас требуется на концерте, чтоб тебе было хорошо?

Реагировать. Очень трудно, когда народ сидит притихший. То есть, даже какие-то невнятные вопли - сильно лучше.

( Как ты сам себя чувствуешь более адекватно и

удобно на концерте же? На нашем же...
Я - неподвижно и молча, как соляной столб. Сосредоточение такое. На
чём то. Увы, несовпадение.
к счастью, не все так )

А как состав "Терновника" создается? Типа, алхимически выплавляется, вот...

Мне кажется, что мне каждый раз как кто-то находит музыкантов. Почти непонятно по какому принципу. Они как-то сами на голову сваливаются, когда реально нужно. Если я начинаю целенаправленно искать музыкантов - ерунда получается. Появляются совсем не те люди.

Есть принципы, есть поиск людей, есть требования?

Требования, все же, некоторые есть - знание музыкальной грамоты, чтобы проще было общаться на всякие специфические темы. Наличие инструмента. Умение импровизировать, умение понимать обьяснение из серии - "ну а здесь ты сыграй, пожалуйста, позадумчивей". Главное, пожалуй, чтобы человек мог играть без заранее определенной концепции. То есть, надо, чтобы музыкант слышал песню и играл свое видение этой песни, а не пытался тут же подобрать из памяти что-то ранее слышаное, например.

А были ведь люди, которые предлагались и ээээээ не проходили по конкурсу (так и выразимся)? Ты можешь определить, чем они отличались от искомого типа, вернее, даже, наоборот... Вот, есть такой мнээээ... тип терновника? Предполагаемый, или наоборот, эмпирически открытый? Ну там, люди подбираются как-то естественно, но потом оказывается, что у всех (у большинства) из них что-то есть общее? Там, может быть, даже в разных составах? Т.е., известен такой тип, отличающий человека-терновника от всех прочих?

В идеале, человек не идущий на поводу у штампов, с нештампованным сознанием, умеющий слушать внутреннего себя, хотя бы не хуже, чем окружение. С хорошим вкусом. Умный и слышащий музыку, ни в коем случае, не притворяшка. Самостийный, во! Есть вот наша басистка Катя Орлова - абсолютно самостийная, красивая девушка. Кошка, которая сама по себе. Мне она, правда, не кошку напоминает, а рысь. Катерина просто играет музыку, просто радуется музыке и жизни, ЖИВЁТ! А общее у всех наших музыкантов - умение и желание импровизировать, умение думать своей головой.

Ты ведь говоришь, что лицо группы, стиль определяется составом, но тогда состав - это самое главное, или нет?

Состав определяет стиль, но не главную идею. Главная идея - это песня, все же, а то, как эти песни интерпретируются - на совести музыкантов. Мне кажется, что все время мы играем и поем об одном и том же, но для разных людей - кому-то понятней на языке джаза, кому-то - на языке фолка и т.д.

Люди приходят и уходят - это что, броуновское движение?

Нет, это обновление кожи, волос, крови...

Или за этим стоит мнээээээээ - некая целенаправляющая воля? Твоя? Или для тебя всякий раз это новость и полная неожиданность, снег на голову и кирпич с пятого этажа?

За какое-то время, можно почувствовать изменения в воздухе, но человеку свойственно себя успокаивать и делать вид, что он не понимает отчетливых знаков. Я не исключение. Поэтому - как снег на голову.

Поругай, пожалуйста, интерпретаторов твоего творчества. Скажи, что они ничего не понимают. И придумывают там всякую "психоделик-джаз", а на самом деле ничего такого нет...

(откуда ты взял про психоделик джаз?

САМ ПРИДУМАЛ! Прямо в момент писания. Что я, хуже прочих?)

А польза от всяких рецензий, отзывов, комментариев - есть?

Ну как, поучительно читать, как тебя воспринимают. Познавательно, познаешь человеческую природу.

Ну, какая-нибудь? Вот, на сайте есть целая коллекция, мне кажется, интересных отзывов, особенно, на "Холодные Времена"... Тебе это все что-нибудь даёт? В смысле, вот, то что о тебе пишут?

Мне интересно, но интерес достаточно отвлеченный. Ну, как книжку читать на интересующую тему.

Взаимодействие, вот, с критикой в широком значении слова?

Есть очень немного людей, к которым я прислушиваюсь. Их понимание мне может что-то дать, но они, как правило, статей не пишут.

(А... Учтем на будущее.
В смысле, не журналисты, а статьи могут писать, могут не писать. Как хотят.)

Критикой ты, кажись, не слишком удовлетворена, но ведь и негативный опыт, он может там, стимулировать, или помогать что-то понять...

Ну, если критик выдает определение стиля - красивое, то им можно потом пользоваться, отвечая на вопрос другого критика. Иногда, бывают ценные замечания, но они конкретные должны быть. По поводу оформления, например, расположения треков и пр.

Прокомментируй, что ли, судьбу "русского рока", все-таки он тебе не чужой.

Чужой. Неродной.

Биография Терновника начинается в момент такой. Переломный. Ровно в те месяцы, когда вроде всё и закончилось. Причем - УЖЕ закончилось, а вы как раз народились. В смысле "золотой эпохи". Рок-девяностые годы - это жизнь после жизни?

В общем, да. Посмертные скитания души в роковом пространстве.

И как тебе в этом безвоздушном пространстве (см.также вопрос про Времена)?

Никак. Я не чувствую этого пространства, оно не чувствует меня.

Есть вообще ощущение какой-то связи с русской рок-традицией - или ну ее вообще в задницу?

Ну ее.

Ощущения того момента когда группа возникала ты помнишь?

Да, мне казалось, что идет что-то жутко интересное. До этого момента я жутко любила всякие авангардные художнические акции, мне искренне казалось, что это сильно. Потом как-то стало понятно, что муссируются несколько идей и несколько имен. И все. Тут образовался коллектив, и в воздухе снова запахло электричеством. В общем, мы немного застали того времени, когда людям было реально интересно то, что происходит на сцене и когда народ просто приходил на фестиваль и наплевать, кто на этом фестивале играет. Просто было интересно всё - люди хотели разобраться. Посмотреть как можно больше.

В данном случае - не просто личные всякие воспоминания, хоть они нам не менее интересны - а вот, было чувство, что вокруг что-то происходит такое, значительное и необычное?

Было ощущение, что происходит что-то буйное и веселое, и просто не вмещается в голову все, что происходит.

И какое твое в этом место?

Я больше любопытствовала.

Знаешь, опять же лично-субъективно для меня - "Графика" воспринимается как такой последний великий знак того другого времени. Такой ветер Силы. Вот, а дальнейшие альбомы - это какая-то новая другая игра, именно 90-е гг., мозаика. Когда в культуре и жизни вообще вокруг не осталось никаких таких фундаментальных оснований, мнэ. Ну, такого эгрегора, к которому можно подключиться, и значит - каждый за себя.

Чтобы не дублироваться с темой ВРЕМЕН - можно тут поговорить и о другом. Можно, например, поругать формат и андеграунд. И для вящей оригинальности похвалить попсу. Мнэ, ну должно же у нея быть что-то хорошее, чего никто не видит? Во, если найдешь - приз за нестандартность мышления.

Легко. Ноги у попсовых баб красивые. Клипы, кстати, ничего себе бывают, если звук отключать.

Кстати. А с форматом надо бороться, или пусть живет? Как скажешь, так и сделаем.

Нехай живет. От формата, собственно, уже никуда не деться. Другое дело, твой ли это формат. За себя отвечать надо в первую очередь.

У нас имеются обычно некие отправные точки, задающие такой импульс, а то и направление пути. Ну - люди для нас особенные, мысли, книги, музыкальные впечатления и чрезвычайные происшествия. Говорим потом - "влияние оказало". То, что "влияние оказало" наибольшее - стоит, наверное, нашей благодарности. У тебя такие точки есть? (Ограничимся, пожалуй, тем, что как то связано со сферой творчества).

(Я говорила много раз).

Я когда-то была на концерте Егора Летова, Янки и Ника Рок-н-Ролла - и это было потрясение, потому как совсем ИНОЕ. Я такого никогда не видела. На самом деле, все оказывает влияние на творчество - просто встреча или ссора могут быть катализатором гениальной песни, например.

Можешь, типа, поблагодарить всяких особенных людей и чрезвычайные происшествия... Или это у тебя не так, и ты сугубо самодостаточна?

Я самодостаточна, но не абсолютно. Мне нужен некий бензин, в том числе, в виде людей, разговоров и пр. Я вот, думаю, например, значительно лучше в разговоре, споре.

То есть - имеются всякие такие узловые моменты, типа подарка извне, без которых твоих песен не было бы, или они бы чего-то лишились очень важного?

Не знаю. Я не могу назвать. Оно как-то внутри все развивалось потихоньку.

Путешествовать, кажется, любим? Пожалуйста, путевые заметки. В смысле есть Москва - и всякие другие места, Калуга там, Иваново... Концерты играете там - и там...Разница впечатлений?

Колоссальная, кстати, разница. Известно, что в Москве публика более избалованная. Забавно, что в Москве публика больше хочет развлечений, веселых, например, песен, а за пределами оной, большей популярностью пользуются песни протяжные, более психоделические. Публика слушает лучше, искренне хочет понять. Общение с залом более честное.

Действительно, Москва - это такая большая противоположность всему остальному, что за ее пределами?..

Действительно. Москва - это "вавилон", а у каждого города абсолютно свое лицо и свои законы.

В смысле, ваша аудитория, или вообще люди, стиль жизни, лица...

Лица в разных городах разные, манера одеваться, стиль жизни, ощущение от города. Аудитория разная. Потому как, в принципе, в разных городах как разные племена живут. Тюменская раса, калужская, новгородская и пр.

Или никакой разницы? Или нет оппозиции "столица-провинция", а есть в каждом месте своё и ни в какую систему это не укладывается?

Есть оппозиция и есть разница в том, как эта оппозиция воспринимается. Иногда злобно, а иногда спокойно и с достоинством, иногда шутливо и пр. В остальном, именно, в каждом месте - все совсем свое.

А Вы, Рада, еще журналистикой занимались...

Да ну?

И как? Для вас это случайный эпизод - или нечто такое принципиально-интересное?

У меня филологическое образование. Впрочем, может это и случайность. Я работала в отделе новостей "Гуманитарного фонда" (авангардной такой газеты), на "Эхе Москвы" (очень давно), на "Радио Ракурс"- вела свою программу, на "Говорит Москва". До сих пор пишу всякие статьи, порою. Мне это интересно, но как развлечение, скорее.

А чего вы на "Радио России" делали?

(не знаю, может интервью давала?
Это возможно вполне. Я его наверное с "Эхом Москвы" перепутал. Где у тебя программа была периодическая? На нее намекалось.)

А еще будете?

А я все время

А зачем?

Денег хачу...

Мнэ, ну я иссякаю, поэтому будем закругляться. Во, придумал. А КРОМЕ МУЗЫКИ? Про драконов там, например...

аааааааааааааааааааааа это я иссякаю

Нужно порадовать долготерпеливого читателя и рассказом о Ваших творческих планах...

Поедем в Питер с концертами и по разным городам хотим с концертами. Может и в Иваново.

Вот диск у нас новый будет, мы слышали так, может, врут конечно...

(угу-конечно врут)

Сейчас пишем новый диск, с таким как бы симфоническим звучанием. По идее, он должен звучать так, как будто я пою в сопровождении камерного оркестра. Звучат виолончели и фаготы. Также - акустическая гитара и перкуссия. Нам повезло - фаготист Петя Бугрименко и виолончелистка Лиза Наливайко играют в симфонических оркестрах, они запсиали каждый по несколько партий. Создав полную иллюзию звучания камерного оркестра. Диск выйдет к началу сентября. Типа, средневековая нео-классика.

А вот, если кому-то это все понравилось, и он захочет Вас слушать - то где вас искать хотя бы, и записи тож. Это не так просто, как нам с вами кажется...

Вся информация есть на нашем сайте - http://rada.rinet.ru Кроме того, у нас есть масса компакт-дисков и аудиокассет. Их можно заказать через наш сайт, а можно спросить в местном музыкальном магазине.

(Ага! В Краснотурьинске! Про сайт тем, кто это читает, уже известно. А вот остальные вполне могут никогда не узнать. Это и есть "формат" (ихний) - а ты говоришь - "нехай". Тут всё просто. Твоя аудитория ограничена (огорожена просто) средой вполне определенной, тусовками. Остальное - случайности. Реальный отбор тех, кому вы нужны, при этом, прямо скажем, очень сомнителен. "Ой, а я и не знал, чо такая музыка бывает!" - только за последние месяцы это звучало несколько раз, правда? Но вопрос "ГДЕ ИСКАТЬ РАДУ?"- я боюсь, сегодня не имеет ответа - если задать его не с точки зрения счастливых обитателей rada.rinet.ru - а из пространства вовне. Из Краснотурьинска, где когда-то дарили друг други книжки с Бажовскими сказами.)

Значит, чтоб было "Рада обо всем". Диск "СКАЗКИ" - "несколько бардовская интонация", как ты однажды выразилась.

Ну, кстати, для меня "бардовская" и "кспшная" - это не одно и то же. КСП я определяю, как песни у костра, под гитару, с оттенком "маленького человека". Ну, как Акакий Акакиевич взял инструмент и запел - самоуничижительные, клоунские, отчасти. У меня есть немолодые вполне знакомые, которых все вокруг зовут кспшниками, а их от этого определения просто трясет. Они себя все больше "бардами" называют.

Интонация - да, но вот содержание... Текст под гитарку - но текст, абсолютно непредставимый с точки зрения канонов, к которым эта "интонация" отсылает. Типа кспшных, не обязательно в уничижительном значении этого слова... Поколение там, "духовные формации". Ты как-нибудь чувствуешь грань между ними и нами? Ну вот людьми, которые типа "бардов" слушали когда-то, и всеми культурными стандартами (в широком смысле) за этим стоявшими - и собой (и своими слушателями)?

Не совсем понятен вопрос о людях, которые "бардов слушали". Можно иметь в виду, как ты, наверное, и делаешь, "шестидесятников", а можно - тех, кто всяких разных бардов слушает до сих пор. Вот, среди моих друзей полно народу слушает бардов. У меня ощущение, что весь биофак МГУ или слушает Щербакова или пишет на него пародии. Тут никакой грани, конечно, нет. Ну, может, кроме вкусовой. Я кспшные песни слушала довольно давно и возвращаться к сему вроде не собираюсь. Иное дело, такие шестидесятники, постоянно цитирующие Бродского и поющие под гитару Визбора вперемежку с Высоцким и пионерлагерными куплетами. Это ужасное что-то - типа, застрявшие где-то потеряные люди с глупыми улыбками и по той моде геологическими бородками. Но это просто маразм, да и все, отсутствие чувства красоты и гармонии, что ли... А среди моих слушателей, точно знаю, есть люди, слушавшие бардов. Ну и?

Специфику поколения? Счас объясню. Мне просто кажется, что примерно говоря в нашем поколении (без конкретизации) был явлен некий такой очень специфический культурный код, вирус такой. Прорывной, на самом деле, как это не смешно.

Знаешь, я не люблю, честно говоря, разговоров о поколении. Просто потому, что каждое поколение изнутри считает себя потерянным, своих родителей ханжами, а своих детей идиотами.

Который в т.ч.делает возможным существование и понимание таких вот вещей, как твоя поэзия, например.

Ну, если забыть о поэзии Серебряного века, романтизме, мистиках-визионерах, фольклоре...

Твои песни могли бы звучать в другое время?

Я рассказывала, что вот "Я пойду по тропе" практически повторяет фолковый текст.

Ну вот такой "бардовский! альбомчик ! как "Сказки" - и в 70-е годы?

Да почему же нет? Что, сейчас оно как-то супер-востребовано что ли? Кстати, вполне возможно, что в 70-е годы все это было бы более востребовано, чем сейчас.

А если нет - то в чем разница? Или для тебя такой угол зрения заведомо непродуктивен? Или сравнение типа с жалкими советскими 70-ми годами тут вообще ни с какой стороны неуместны, а примерять все это надо на стандарты серебряного века, например?

А ни на что не надо примерять. Ну или примерять на то, стыдно ли тебе это слушать. хочешь ли ты, чтобы твои дети это слушали, считаешь ли ты прослушивание такой музыки потерянным временем или нет. Я вот исключительно опираюсь на то, делом я занимаюсь или ерундой. Дело - это не способ зарабатывания денег (в моем понимании). Деньги - это способ выжить, чтобы заниматься делом.

А, кстати, форма "человек с акустической гитарой" - это чего за знамение вообще такое?"Реставрация авторской песни"? Ты тоже начинала так, и вот "Сказки" - но у тебя эта форма не слишком прижилась? Почему?

А почему не прижилась? Вполне себе прижилась на данный момент. Ну, или тогда уж надо говорить, что у нас все как-то не прижилось - ни трип-хоп, ни акустика, ни еще что-то там...

Есть какие-то между вами несовместимости - тебе так неинтересно?

А мне по-всякому интересно. Так тоже интересно. Я вот до сих пор квартирники иногда играю. В Калугу ездили с Вовкой, играли на двух гитарах.

Нужно чтоб больше, сильнее и сложнее?

Я говорила, нужно чтобы было гармонично. Вот, в данный момент и для данных песен - гармонично одно, а в другой момент, для других песен - другое. На самом деле, "Где-то сказки были" - это альбом, на котором записаны песни, которые в группе, большей частью, сыграть как-то не сложилось. Не потому, что песни плохие, а вот, как-то они не легли в электрическом варианте, ну, или вообще, в варианте бэнда, хоть и акустического. Я над такими вещами особо не задумываюсь - не легли - и ладно. А песен жалко. Вот и записала под гитару. Потом, многие из этих песен все же обрели иную инкарнацию.

Просто в этом ты, очевидно, выпадаешь из тенденции - у всех прочих, типа, такой архетип 90х - поющая девушка с гитарой - это чего, очередной признак упадка? На большее
не тянут?

А я не знаю, с гитарой - оно к народу ближе, конечно, проще, опять же, потому что группу собирать не надо. Репетиционная база не нужна - можно и дома порепетировать. Еще, в электричестве сил больше тратится. Если о признаках - это, думаю, признак того, что рокапопс всем опостылел.

Или это действительно такой здоровый синтез двух традиций? Или нездоровый? Поскольку ты это тоже пробовала, но тенденцию не поддерживаешь - то и любопытственно.

Почему не поддерживаю? Сложатся обстоятельства благоприятно гармоничным образом - поддержу еще.

А вот "Терновник" сейчас яко двуликий латинский Янус, электрический и акустический. Два лица чем различаются - если не в подробностях, а по сути?

В электричестве уместно играть одни песни, в акустике - другие. Даже одна и та же песня будет звучать по-разному. Энергия разная рождается и у меня, и у музыкантов. Духи разные прилетают послушать.

Ты чувствуешь себя более адекватно в той или иной форме?

А зачем бы я пела, если бы чувствовала себя неадекватно? Я бы лучше ничегошеньки не делала, например. И в той и в иной. Адекватно.

В чем различие, там, ошущения концертные - если опять же с твоей стороны на это смотреть, а не из зала?

В акустике оно нежнее, больше игры с интонацией, со словом, с нюансами. В электричестве идет рисунок широкими мазками, маслом. Больше работы с энергией, с подачей звука, а не слова. В электричестве группу и зал больше ЧУВСТВУЕШЬ, более эротичное, что ли пение, а в акустике, больше слышишь - оно более тонко все.

Меня сильно порадовало твое определение из нашей переписки "Пафос - это в электричестве". Вот, в электричестве, понятно, пафос. А в акустике что?

Ма-джонг. Очень изысканный диалог на полутонах.

Про авангард еще хочу спросить, вот, радиопередачу я пытался вспомнить, и остальное... Ты в свое время к этому всему... мнэ... современному искусству была близка (а я просто его ненавижу люто за уникальными какими-то исключениями, вот мне и интересно). Вот ты была близка, а потом бросила. Я читал про Москву-Петушки, так что основную идею понимаю, но кроме... Вот счас сформулируем. Во-первых, сама идея авангарда - "новые формы" как смысл и главное правило игры - она тебе близка вообще?

Случается, что в поисках формы у человека отключаются мозги и запреты и он неожиданно выруливает в такие запредельные образы и области, что... Опять же, "авангард" - это же относительно все. Для своего времени и Пушкин был авангардом.

Ведь тут речь не о том, что если типа художнику не подходят существующие формы, то возьми и создай свою - а именно что вот "поиск форм" таких - еще никем не найденных -это и есть главное в.... мнэ... "искусстве", без чего его и не надо вовсе.

Ну, мне кажется, что любая стоящая вещь - она сама себе и стиль и форма. А потом являются эпигоны, которые забывая о том, для чего это было создано, копируют лишь форму. Ну, как провести ритуал, не знаю для чего он.

Мне всегда казалось, что это чистой воды извращение (типа если все время формы, то когда содержание?).

А мне казалось, что формы без содержания не бывает...

А тебе? (Или я просто совершенно предмет не понимаю, и не знаю о чем говорю? - это вполне возможно, а спросить кроме тебя и некого).

Тут надо конкретно смотреть. Говорить о конкретных людях и произведениях.

А еще. Ты эти авангардные тусовки оставила просто разочаровавшись (вот как у тебя юбилей Ерофеева описан) - или там тоже произошла на твоих глазах некая перемена такая... вырождение?

Скорее, не вырождение, а колобродство одних и тех же имен и идей. То есть, был в незапамятные времена сформирован круг людей и идей, который проявил себя в пространстве. Потом как-то ничего нового и не произошло. Скучно же все время наблюдать вариации на заданый круг тем и имен.

Т.е.сначала там был некий высокий такой смысл, а потом ушел (всё туда же)? Если да - то когда именно? Тут интересно это также и в плане параллелей с роком, например, и вообще...

Не знаю. Мне окончательно стало скучно где-то году в 92-м.

А про рэйки можешь рассказать? (Если нет - отнюдь не удивлюсь, про многие такие вещи,
действительно, в интервью не рассскажешь, ерунда получается).

А про это я целую страничку сделала. И еще можно стихи Оксанки Чередниченко почитать, у которой вторая ступень .

А вот с тем что ты делаешь в музыке тут есть связь? Типа общих навыков управления собой на глубоком уровне?

Рэйки дает умение расслабляться и успокаивать себя. Там нет управления собой. Ты с чем-то путаешь.

А более конкретно, если.

????

Вот, неоднократно замечалось уже, что когда ты поешь, двигаешься так... очень осмысленно,

???????? Осмысленно ???? Не дай Бог ! Я двигаюсь так, чтобы руками пропевать то же самое, что и голосом, или руками и телом помогать петь.

да и руками всякие такие вещи специальные делаешь. Ты этого там набралась?

????????? Я занималась пластикой у Лены Эрнандес, аэробикой в институте, еще, совсем давно, несколько месяцев ходила учиться походке на какие-то курсы манекенщиц. Так что... А в Рэй-ки никаких пасов руками не делают. Это же не экстрасенсы, например. А вообще, набираются вшей и блох. Другому - учатся.

Провокационно-инициирующий вопрос. Не сейчас бы его задавать, а в нужное время, и не мне, а кому-нибудь более подходящему, ну да чего уж, как всегда... Значит, фолк у нас скоро станет достоянием истории - а чего будет следующее?

А я не знаю. Это зависит от звезд, погоды, настроения, людей, с которыми я встречусь и пр. Я же не специально. Просто в разные времена - разные песни. Разные песни гармонично ложатся в разную форму. Разные люди играют разную музыку. Оно все живое.

Просто, как говорил Винни Пух - "а разве еще что-нибудь осталось?" Кажется, только блэкметал, предлагавшийся Демоназом, еще не пробовали. Его, что ли, петь будешь?

Осталось, еще как. Много чего. Я вот, навскидку, могу предложить уже сейчас музыкантам сделать три альбома в разных видах, для разных, опять же песен. А рассказывать не буду. Незачем.

А ты говорила там: "Одно и то же, но на разных языках". А как ты этим языкам
вообще обучаешься?

А им не надо обучаться. Они все уже внутри. На них надо просто разговаривать и все тут. Обучаться надо другому - петь, думать, видеть, слышать.

Расскажи про кошек. Они ж для тебя тотемные, поэтому и интересно...

Кошка моя черно-белая. Изящная, по имени КОШКА. Она рвет когтями и зубами тех, кто ей не нравится и тех, кто ее боится. Ее нельзя гладить. Она умеет со мной разговаривать и я от нее научилась многим междометиям, а она от меня научилась мимике. Когда народ ведет себя неадекватно у меня в гостях, она хватает народ за ноги, призывая к порядку. При этом, очень общительна и обожает сидеть рядом с людьми. Еще любит наблюдать за народом через зеркало. Я попробовала так смотреть, мне тоже понравилось. Говорят, что она крысоловка.

( Ты еще спрашивала, как я про кошек догадался. Мнэ, ну хорош бы я был
волхв, если бы не мог определить тотемное животное... Но, на самом
деле, ты их неоднократно поминала добром, так что это и без волхования
ясно.
а не всегда любимая зверюга - это тотем. у меня есть приятель,
кошколюб страшный, по-кошачьи сильно лучше меня болтает, утверждает,
что у кошек есть письменность. Но тотем у него даже не из породы
кошачьих...

Да, пожалуй что. Я, кроме известно кого, еще орлов люблю очень, в
зоопарке научился по-ихнему кричать. А вот, увы, ничего общего.)

* имеется в виду сценарий клипа для песни "Кукушка", предложенный 22 мая 2002 г. в 21:37:31 Хельги в гостевой книге

другие интервью можно почитать здесь